Сетевое СМИ Парламентского Собрания Союза Беларуси и России
Евгения Пастернак и Андрей Жвалевский вместе учились на физфаке БГУ, играли в КВН и дружили семьями. А в 2004 году решили вместе писать книги. Фото из личного архива
НАДО ДАВАТЬ НАДЕЖДУ
- Два года назад вышла ваша книга «Охота на Василиска» - о спайсах. «Пока я на краю» - о подростковом суициде. Почему вас так интересуют совсем не детские темы?
Пастернак: - Идея написать «Охоту на Василиска» возникла после родительского собрания в школе старшей дочери. Учителя активно обсуждали популярность спайсов среди тинейджеров. И у меня случилась мамская истерика - ведь и мой ребенок в опасности. Решила разобраться в проблеме и наткнулась на статью в интернете о девочке, которая попала в реанимацию, после того как ей в спайс подсыпали крысиный яд. Эту историю и взяли за основу повести.
«Пока я на краю» написали после анализа рынка. Прочитала самые популярные подростковые книги. Из двадцати историй семнадцать - о самоубийствах!
Жвалевский: - Большая часть книг для подростков связана с темой смерти. Вспомните хотя бы «Страдания юного Вертера» Гете или «Бедную Лизу» Карамзина.
Написали полкниги, когда грянули материалы в известных СМИ о том, как в соцсетях подталкивают подростков к суициду. Фактически в книге мы предугадали реальные события. На следующий день после выхода «Пока я на краю» произошла чудовищная история с подростками из Пскова, устроившими самоубийство онлайн...
Пастернак: - Народ стал требовать закрыть соцсети, как опасные для подростков. Бояться интернета не стоит. «Проблемные» дети, у которых нет друзей, всегда могут с помощью сайтов найти, с кем пообщаться, и не чувствовать себя одинокими. Просто нужно поговорить с ребенком, учить правилам безопасности в Сети.
- Родители, наоборот, боятся говорить на подобные темы.
Пастернак: - К сожалению. Как-то позвали нас в седьмой класс очень хорошей московской гимназии. Нас предупредили: «Не говорите про спайсы - наши дети даже слова такого не знают». Но от ребят вопросы как раз про это посыпались. Одна девочка призналась: «У меня подруга умерла от спайсов». Дети знают больше, чем родители!
- Хеппи-энд для подростковых книг важен?
Жвалевский: - Нужно, чтобы финал давал надежду. Даже если герой погибает, автор должен убедить читателя, что смерть не напрасна и впереди что-то хорошее. У подростков эндорфины, гормоны радости, вырабатываются плохо - поэтому нельзя загонять их в депрессию. Детям до десяти лет нужен хеппи-энд в чистом виде.
РЕБЕНОЧЕК-КОТЕНОЧЕК ПРЕВРАТИЛСЯ В ЖЕНЩИНУ
- Вы как-то сказали: чтобы писать для детей, нужно дозреть. В чем сложность?
Жвалевский: - Это была провокация в ответ на чье-то заявление: «Ничего, когда-нибудь вы дорастете до взрослых книг».
Пастернак: - Есть стереотип, что литература для детей - второсортная, что для маленьких читателей пишут не самые талантливые авторы. Но, дорогие «взрослые» писатели, кто бы вас читал, если бы не мы? Ведь любой человек начинает с Чуковского и Маршака, а потом взрослеет и переходит к серьезной литературе.
- Сколько у вас детей на двоих?
Пастернак: - Пятеро - трое у Андрея и двое у меня.
- Дети дают советы, о чем и как писать?
Пастернак: - Читают каждую книгу, делятся впечатлениями. Но класса до восьмого дети не могут ничего посоветовать. Разве что сказать, нравится - не нравится.
- Книги помогают найти язык с собственными детьми?
Пастернак: - Повесть «52 февраля» о подростках и родителях стала моей психотерапевтической книжкой. Когда начинали писать, дочке исполнилось пятнадцать, и я была в каком-то раздрае. Был у тебя ребеночек-котеночек. А потом обнимаешь его и обнаруживаешь, что у ребеночка-то уже вполне женственная фигура. Признать в собственной дочери взрослую женщину очень тяжело. Помогла книга.
Жвалевский: - Мужчинам еще сложнее. Моей старшей дочери 25 лет, она замужем. К мужу хорошо отношусь, но все равно ревную и при встрече мысленно заряжаю дробовик!
Героине «Пока я на краю» - шестнадцать лет. Девушка находится в депрессии, и единственная отдушина - стихи, которые она выкладывает «Вконтакте» под псевдонимом КапляМрака. По этим стихам ее вычисляет компания и принимается манипулировать, толкая на самоубийство...
Андрей Жвалевский родился в 1967 году в Гродно, Евгения Пастернак - в 1972 году в Минске. Учились на одном курсе физического факультета БГУ. Одна из первых громких книг Жвалевского - цикл «Порри Гаттер». Пастернак дебютировала в литературе с ироничным самоучителем «Компьютер для женщин». Больше десяти лет работают в соавторстве. Среди самых известных произведений: «М+Ж», «Правдивая история Деда Мороза», «Время всегда хорошее», «Охота на Василиска».