«Экипаж» должны были снимать в Новополоцке
Режиссер Николай Лебедев рассказал «СВ», почему взялся повторить шедевр советского кинематографа
Блокбастер вошел в пятерку самых кассовых российских фильмов за последние 25 лет. Не меньший успех у фильма и в Беларуси. Рассказывает режиссер Николай Лебедев.
ДРУГИЕ ЛЮДИ В СХОЖИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ
- Николай, ваш «Экипаж» - ремейк или нет?
- Картина снята под сильнейшим впечатлением от одноименного фильма Александра Митты, которым бредил с детства. Я очень сопереживал героям. Даже начал снимать на кинокамеру маленькие фильмы-катастрофы, в которых игрушечные вагончики и самолетики поджигались и опрокидывались… Когда вырос, стал писать сценарии про лавины, пожары и ураганы. Какие-то свои детские идеи использовал на съемках.
Работая над этой картиной, я пытался понять, чем ремейк отличается от «фильма, снятого под впечатлением». Ответа не нашел. Но точно знаю, что наша история совершенно про других людей, просто обстоятельства одинаковые.
- Но, согласитесь, много схожего...
- Признаю, в моем «Экипаже» есть визуальные образы, навеянные фильмом Митты. Я даже пригласил его сыграть самого себя. Он появляется в кадре в роли тренера-инструктора пилотов. Позвал на съемки и Александру Яковлеву. В советской картине актриса сыграла бортпроводницу Тамару. В нашем «Экипаже» у нее небольшая роль диспетчера.
В конце концов почему я не могу ссылаться на картину, которую считаю выдающимся произведением отечественного кинематографа?! Даже великий Микеланджело написал свой «Страшный суд», переосмыслив фреску Джотто.
ДОСЬЕ «СВ»
Николай Лебедев - российский кинорежиссер и сценарист. Родился в 1966 году в Кишиневе. Окончил факультет журналистики МГУ, сценарно-киноведческий факультет ВГИКа. Учился в Киношколе Александра Митты. Снял больше десяти фильмов, среди которых - «Змеиный источник», «Поклонник», «Апостол», «Звезда», «Легенда № 17». Член Союза кинематографистов России, академик Российской академии киноискусств «Ника». Лауреат двух Госпремий РФ.
МИТТА САМ РЕШИЛ ПОМОЧЬ
- Почему взялись за эту тему именно сейчас?
- Идея была все-таки не моя. Поучаствовать в проекте предложил продюсер «Легенды № 17» Леонид Верещагин. Сна-чала я отказался. Как у многих, первой реакцией было: «Разве можно переснимать этот фильм?!»
Подключилась «тяжелая артиллерия» - взялся уговаривать Никита Михалков. А потом и сам Митта: «Даже не вздумай отказываться, берись - все будет нормально, я тебе помогу». Так и решился осуществить мечту своего детства.
- Какую сверхзадачу перед собой ставили?
- Хотелось сделать живое кино, которое будет волновать людей. И если история взаимоотношений персонажей выстроилась довольно быстро, то над сюжетом работали долго.
Я глубоко переживал то, что произошло в нашей стране в 90-е годы. Когда многие достойные люди оказались на обочине. Мне хотелось рассказать в том числе и про них. Например, про отца героя Данилы Козловского, которого играет Сергей Шакуров. Авиа-конструктор, он развивал в стране авиапромышленность, впоследствии полностью уничтоженную. Идеи таких, как он, уходили на Запад, авторы же оставались ни с чем.
- Изначально были планы снимать фильм в Беларуси…
- Беларусь - замечательная страна, с доброжелательными людьми, с которыми очень приятно общаться и работать. Знаю, что строим Союзное государство. И мне очень дорого, что, пересекая границу, я не становлюсь иностранцем: у меня не проверяют паспорт, отпечатки пальцев. Там для меня действительно родное место, куда нравится приезжать. Где всегда чувствуешь себя как дома.Снимал там «Поклонника», «Апостола», «Фонограмму страсти» и частично «Легенду № 17» - и в павильонах «Беларусьфильма», и на натуре в разных городах. Съемки «Экипажа» планировались там же. Не могу назвать все причины. В общем, не сложилось. В итоге работали над фильмом в Крыму, Москве и Подмосковье, где построили огромный аэропорт.
О ЧЕМ ФИЛЬМ
За невыполнение абсурдного приказа начальника молодого летчика Алексея Гущина (Данила Козловский) выгоняют из военной авиации, и он получает шанс летать на гражданских самолетах. Отношения с командиром Леонидом Зинченко (Владимир Машков) и вторым пилотом Александрой (Агне Грудите) складываются непросто. И вот летчикам приходится вывозить сотни людей с острова Канву, где произошло извержение вулкана...
- Ваши летчики Алексей Гущин и Леонид Зинченко совершают подвиг, сохранив жизнь десяткам пассажиров, но в итоге их увольняют. Все-таки они победители или проигравшие?
- По внешним параметрам они проиграли. Но бывают ситуации, когда, проигрывая, мы все равно двигаемся вперед. Этим летчикам важны не регалии и чины, а то, что они стали «экипажем». Не только в узко-производственном смысле слова. И пилоты, и бортпроводники, и отец главного героя, и штаб, и героиня Александры Яковлевой, и пассажиры - они вместе нашли выход. А значит, победили!
- Операция по спасению пассажиров - из разряда фантастики.
- Вспомните аварийную посадку в Доминикане три месяца назад. Пилоты посадили самолет, в котором находились 350 пассажиров. Настоящий героизм.
Готовясь к съемкам, много читал об авиакатастрофах. Как вам, например, такая история: у самолета сорвало часть фюзеляжа - над первыми шестью рядами салона первого класса и дверью кабины пилотов. И он продолжал лететь! На высоте восемь тысяч метров при скорости 900 километров в час люди сидели рядом с открытой бездной. Выжили все, кроме стюардессы, которую унесло воздушным потоком. Это случилось над Гавайями в 1988 году.
История пролета самолета через пепел действующего вулкана тоже взята из жизни. В кино наши герои летали на авиалайнере Ту-204. А в реальности был Boeing-474, двухпалубная махина, у которой отключились все двигатели. Он падал, а потом, когда двигатели освобождались от нагара, снова набирал высоту.
- Пересадить пассажиров прямо в воздухе из одного самолета в другой - разве в действительности такое возможно?
- Еще как! Был такой акробат-экспериментатор, который много раз проделывал этот трюк, причем без страховки. Большую роль в экстремальных ситуациях играет инстинкт самосохранения: попав в беду, человек начинает проявлять невероятные качества.
А что касается дискуссий «возможно или невозможно», думаю, это совсем не важно. Кино не слепок с реальности, а увеличительное стекло. Вы же не кричите, глядя на портрет Пикассо, который состоит из кубиков и острых углов: «Не бывает такого лица!» Вы пытаетесь понять, что хотел сказать художник. Или, скажем, парящие над городом влюбленные у Шагала. Вы спросите: разве такое бывает?! Я отвечу: в искусстве все бывает.