37-й ММКФ, который начался с неудачной шутки Никиты Михалкова на тему цифры «37», близится к концу. Зрителями и жюри просмотрены почти все 200 картин из 50 стран. В основном конкурсе их было 12 – из Японии, Испании, Сербии, Германии, Ирана, Финляндии, Дании, Ливана. Три картины – «Орлеан» Андрея Прошкина, «Милый Ханс, дорогой Петр» Александра Миндадзе, «Арвентур» Ирины Евтеевой – представляли Россию.
Окидывая взором программу, можно констатировать, что прав Михалков: в мире по-прежнему сильна тенденция к «постепенному нисхождению кино старого мира» и набору оборотов «молодым кинематографом Азии и Латинской Америки».
Фильм «Шлагбаум» Жасулана Пошанова (Казахстан) – о трагическом столкновении двух молодых людей из мира богатых и бедных – яркая иллюстрация этой мысли. Но открылся фестиваль драмой французского режиссера Жан-Жака Анно, возглавляющего в этом году жюри, – «Тотем волка». Снят как раз в манере «старого кино». Каждый согласится, что художник, исследующий взаимоотношения людей и зверей в подлунном мире, отмечен особым знаком, а среди разнообразных работ Анно – постмодернистская экранизация «Имени Розы» Умберто Эко, военная драма «Враг у ворот» (о Сталинградской битве), приключения «Семь лет в Тибете» – есть целый цикл, посвященный диким зверям.
«Тотем волка» – из времен китайской культурной революции, рассказывающий о дружбе студента с хищником, обращен к чувствительным струнам человеческой души и подтверждает тезис режиссера о том, что «звериные инстинкты – ключ к осознанию человеком необходимости быть другим». Человек, способный понимать тигра, убежден Анно, способен понимать и других людей. Снимать новую картину режиссер уезжает в Китай, потому что «он хочет живого воздуха, кислорода, хочет нового и свежего, и для всех нас это важный знак», возвестил на открытии фестиваля со сцены Михалков. Вместе с Жан-Жаком Анно и другими кинематографистами судит работы коллег голливудская звезда британского происхождения Жаклин Бассет.
Именно ей на церемонии открытия фестиваля вручили спецприз «За покорение вершин актерского мастерства и верность традициям школы К.С. Станиславского». Фестиваль в этом году проходит в усеченном варианте – укорочен на два дня, но программ меньше не стало, и его слава – «фестиваля, на котором есть что посмотреть», – меньше не стала. Кроме основного и конкурсов документального и короткометражного кино, зрители штурмовали залы, в которых шли фильмы еще 20 программ. И если у интеллектуалов ММКФ всегда пользовались особым успехом спецпоказы и программа «Восемь с половиной», то в этом году бьет рекорды программа «Фильмы, которых здесь не было», где можно было увидеть «Эйзенштейна в Гуанахуато» Питера Гринуэя, «Пазолини» Абеля Феррары и «Люцифера» молодого бельгийца Густа Ван дер Берге. Незабываемое впечатление производит «Люцифер», снятый в экранном круге, благодаря чему режиссер добивается эффекта 3D без использования каких-либо очков.
Ажиотажно прошло в этом году открытие российских программ в Доме кино. На фильме «Страна Оз» Василия Сигарева, только что получившего на «Кинотавре» приз за лучший сценарий, зрители сидели не только в проходах и на полу, но и на сцене. Никита Михалков, открывавший с коллегами просмотр, удовлетворенно заметил: «Как это здорово, что зритель начинает смотреть российское кино». К комедии «Страна Оз» уральского драматурга Сигарева, снятой после двух жутких драм «Волчок» и «Жить», у зрителей разное отношение. Молодежь, наблюдая за новогодними скитаниями странной девушки Лены (чудесная Яна Троянова), по ее собственному признанию, «не умеющей жить» и по этой причине уезжающей из большого города к себе домой, гогочет без конца. А среднего возраста дамы пожимают плечами: «Над чем смеетесь?!»
А смех у Сигарева сквозь слезы – как у Гоголя: невозможно иначе, когда наблюдаешь за тем, как живут (живем!!) герои Гоши Куценко, Александра Баширова, Владимира Симонова, Инны Чуриковой. Смотреть российское кино интересно. На спецпоказе все рвались на «Райские кущи» Александра Прошкина (версия «Утиной охоты» Вампилова, о чем съемочной группе запрещено упоминать наследниками) – еще один вариант жуткой человеческой маяты по поводу отпущенной Создателем жизни… Правда, Евгений Цыганов получился в картине не самым убедительным Зиловым – из всех нам известных. Интересно наблюдать, как на пресс-конференциях иностранцы тщатся разобраться в подобных сюжетах. А мы сами-то когда разберемся?.. «О кто-нибудь приди, нарушь… вернее… научи наконец жить!» – этот тщетный призыв рвется из каждого второго российского фильма. Будем ждать… Будем учиться… Будем надеяться, что 37-й ММКФ рулит в сторону ответа.