САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

Автор Вера ДЕМИДОВА

Голливуд по-союзному

В день открытия XXI Минского международного кинофестиваля «Лiстапад» Постоянным Комитетом Союзного государства был проведен экспертно-медийный семинар «Развитие кинематографа Союзного государства»

Для журналистов из России и Беларуси этот день начался в Музее истории белорусского кино – с экскурсии руководителя музея Игоря Авдеева. Игорь Олегович прочитал лекцию, из которой становилось очевидным, что под такое понятие, как «кинематограф Союзного государства», серьезная база подводилась с 20-х годов прошлого века, и в этой «базе» настолько тесно были переплетены и усовершенствование технических возможностей, и становление специалистов на обоих «берегах», что порой разорвать эти тандемы невозможно. 

Так, одним из основоположников белорусского кино стал российский режиссер Юрий Тарич, который искал возможности применения своим силам и с удовольствием подписал контракт на постановку первого белорусского фильма «Лесная быль». Правда, съемки этой картины были на год отложены из-за работы над фильмом «Крылья холопа» в Москве, которому было суждено осуществить прорыв советского кино на массовые экраны Америки и других стран. Сегодня он входит в десятку лучших фильмов мира, а сам режиссер удостоился места в пятерке известнейших советских режиссеров наряду с Роммом и Пудовкиным.

Интересно, что на волне успеха Тарича в белорусском кино в 20-30-е годы дебютировали до 30 режиссеров, но классиками стали лишь Юрий Тарич и Владимир Корш-Саблин. 
В музее журналистам продемонстрировали уникальный киноаппарат 1920-х годов, на котором, показывая фильм, киномеханик крутил ручку, а помощник – педали динамомашины. Вторая модель подобного проектора сохранилась в Центральном музее России. На таком аппарате в декабре 1926 года в Минске, в здании Русского театра, «крутили» премьерный белорусский боевик – фильму «Лесная быль» (именно так, фильму. – Ред.).

– Вы видите коллекцию киноплакатов советских художников 30-х годов, выполненных на основе методов эстетики конструктивизма, – говорит Игорь Авдеев. – Их историческая и материальная ценность и сегодня крайне велика.  На черном рынке в России их цена, в зависимости от имени режиссера и художника, колеблется от нескольких десятков до нескольких сотен тысяч долларов. К примеру, один из плакатов просили продать в частную коллекцию Европы, там сейчас модно иметь на виллах собственные коллекции. Все плакаты изготовлены в типографиях Москвы и Ленинграда. Фабрика «Рекламфильм» обеспечивала своей продукцией все фильмы на территории бывшего Советского Союза. Многое было утрачено, отдельные оригиналы сохранились в Центральной государственной библиотеке в Москве, с них мы и сделали репринты.

На вопрос, какой белорусский фильм считать первым – боевик «Лесная быль», который первым вышел в прокат в Москве, или «Убитая жизнью» («Проститутка»), который был снят раньше, экскурсовод ответил, что вопрос спорный, но первым национальным белорусским фильмом все-таки считается «Лесная быль». 

Известнейшие советские актеры «московского» происхождения прославились в белорусских фильмах. Актер Малого театра Борис Бабочкин и Леонид Кмит впервые в больших ролях появились в картине Владимира Корш-Саблина «Первый взвод». Это был первый звуковой фильм, снятый на белорусском языке, – о судьбах людей небольшого городка, участвовавших в Первой мировой войне. Именно в этом фильме Бабочкина и Кмита увидели братья Васильевы и пригласили в картину «Чапаев», которая их обессмертила. Корш-Саблин открыл и знаменитейшего композитора 2-й половины XX века Исаака Дунаевского, который получил первый опыт на «Беларусьфильме». Лидия Смирнова в картине «Моя любовь» также снялась в Беларуси. Фильм, благодаря удачному сочетанию жанра музкомедии и жизнеутверждающему сюжету, стал своеобразным кинематографическим наркотиком для зрительниц, письма которых с адресом – «В Москву, Шурочке» – легко доходили до дома на Котельнической набережной. А девочка из московской песочницы Аня Каменкова стала звездой в 5 лет, обойдя на пробах 900 конкуренток. Она снялась в фильме «Девочка ищет отца». На фестивале в Аргентине Аня получила награду за лучшую детскую роль. Картина была продана в 83 страны мира. А во внутреннем рейтинге заняла 3-е место – после молодежной драмы «Меня зовут Арлекино» по пьесе Юрия Щекочихина и народной комедии «Белые росы». 

После появления фильма «Чапаев» на Студии им. Довженко сняли своего «Чапаева» – «Щорса», а в 
Беларуси прототипом такого непобедимого героя стал Константин Заслонов, которого в одноименном фильме сыграл актер Дружников. 

Игорь Олегович рассказывает о съемках военных фильмов на территории Беларуси. И прежде всего о фильме Виктора Турова «Через кладбище» по повести Павла Нилина, где кинематографисты впервые подняли болезненную тему того, что происходило в душах людей, оказавшихся на оккупированных территориях. Фильм рассказывает о разочарованиях людей, которым была обещана «краткосрочная» война, и о том, как они находили силы бороться с врагом. Имя Виктора Турова связано с именем Владимира Высоцкого – именно он помог актеру и певцу реализоваться в кино. Высоцкий участвовал в шести белорусских проектах, снялся в картине Турова «Я родом из детства». И о самой известной совместной военной работе идет речь – о фильме Элема Климова по сценарию Алеся Адамовича «Иди и смотри», который родился, как известно, из повестей писателя, написанных по диктофонным записям воспоминаний людей, переживших оккупацию. Кадры со съемок говорят за себя – лица Ольги Мироновой и Алексея Кравченко, сыгравших главные роли. Съемки, рассказывает экскурсовод, шли исключительно в хронологическом порядке, потому что вернуться в «мажорное» состояние после шоковых сцен юным исполнителям было невозможно. Актрисе после съемок пришлось реабилитироваться в больнице. Пробивать фильм на уровне руководства пришлось 8 лет, но он на 98 процентов соответствует замыслу. 

Подводя итоги встречи, Игорь Олегович сказал: «Судьбы кинематографии во многом зависят от того, обеспечивается ли преемственность поколений творческих работников. И если в России эту роль выполняет ВГИК, то у нас с 90-х годов кадры кинематографистов не готовились, лишь недавно на базе Академии искусств открылся факультет экранных искусств, который готовит специалистов, в частности художников-постановщиков. А у нас были успехи, в 70-м году на Венецианском фестивале наш фильм «Иван Макарович» в разделе детских фильмов получил вторую по значимости награду – «Серебряную Венеру» – за удивительно точное воспроизведение атмосферы военного времени. Так что, говоря о совместных кинематографических проектах Союзного государства, будем надеяться, что дело не ограничится «Брестской крепостью» и у нас будут новые интересные фильмы.

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Путин пообещал навести порядок в новых регионах
  2. Путину предложили транслировать его речи на уличных билбордах
  3. Путин анонсировал предстоящий визит в Китай
  4. Путин дал ряд поручений по развитию юга и Приазовья
  5. Военных задержали за тройное убийство в зоне СВО
  6. США сняли отдельные экспортные ограничения с России и Беларуси
  7. Путин заявил, что «принцип талиона» не всегда выгоден для России
  8. Путин поддержал идею создания координационного совета для выхода российского бизнеса на новые рынки
  9. В Литве призвали помочь Киеву вернуть мужчин призывного возраста
  10. Путин: Тенденции по инфляции в России положительные
  11. Путин: Изъятие бизнеса оправданно только в той ситуации, о которой было только что мною сказано
  12. В Росфинмониторинге рассказали, каким образом финансировался теракт в «Крокусе»
  13. Путин призвал не покрывать дефицит кадров мигрантами
  14. Глава КГБ Беларуси заявил о предотвращении атаки БПЛА на Минск
  15. Путин: Особенно важно улучшение условий труда для специалистов и в повышении их доходов

Парламентское Собрание

Гайдукевич: Первое ВНС стало фундаментом для тех лет

По мнению парламентария, без референдума и Всебелорусского народного собрания, в стране была бы война

Политика

Состоялся второй день заседания ВНС

Глава государства Александр Лукашенко оценил обстановку в мире и ближайших странах

МНЕНИЯ

Без детей детей снимают

Валерий Чумаков

На экраны страны вышел ремейк культового советского детского сериала. У которого нет шансов тоже стать культовым

Кина не будет – вышка ёк

Павел Родионов

Российский ОПК «обрадовал» противника очередной таинственной новинкой.

У собачки боли, у кошечки боли, а у наших детей – не надо

Татьяна Вахромеева

В столичном парке замечены школьники с ушками и хвостами, завывающие и прыгающие на четырех лапах.

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также