САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

Автор Нина КАТАЕВА

Павел РЫЖЕНКО: Кому-то «Раша», а для меня – Святая Русь

16 июля 2014 года на 44-м году из жизни ушел потрясающий художник Павел Рыженко, русский реалист, мастер исторической картины. Уроженец Калуги, ученик народного художника СССР Ильи Глазунова

Он защитился в 1996 году в Российской академии живописи, ваяния и зодчества с дипломной картиной «Калка», в которой уверенно заявил о своем творческом кредо. Преподавал в академии. С 2007 года работал в Студии военных художников имени М.Б. Грекова.
Три года назад мне довелось побеседовать с художником на его выставке «Любимая Россия» в Центральном музее Вооруженных сил. Вниманию посетителей было представлено более 60 полотен, отражающих духовный путь России, пролегающий через разные эпохи. Рядом с дипломной работой «Калка» – цикл картин о Куликовской битве; картины «Тайна царёва», «Малюта», «Царёво молчание», «Смутное время», триптихи «Покаяние», «Царская Голгофа» и «Русский век». Зрителям были представлены уникальные работы – диорама «Брусиловский прорыв» и макет панорамы «Куликовская битва». С 2003 года у художника в разных вариантах прошло 14 выставок «Любимой России» в Москве.

– Павел Викторович, в разряд каких выставок ставите «Любимую Россию», какое значение она имеет для вас?

– Задумывая выставку, хотел создать пространство, на котором современный человек смог бы понять себя, идентифицировать, как сейчас говорят, определиться в национальной памяти. Чтобы он качнулся в сторону веры и сделал выбор между добром и злом. Выставка не призвана будоражить страсти в человеке, спецэффектов здесь нет, но в то же время, работая над картинами, я старался всколыхнуть в людях их генетическую память. Помните, в фильме «Урга» Никиты Михалкова тонко подмечен момент, когда водитель-дальнобойщик, случайно услышав вальс «На сопках Маньчжурии», вдруг остро понимает, что у него там, в русско-японскую войну, кто-то воевал.

И мне хотелось, чтобы на моей выставке восстанавливалась связь поколений, прерванная в 1917 году, чтобы выставка соединяла людей с самими собой, вдохновляла на жизнь, подобную жизни их предков. Мне хотелось, чтобы зрители почувствовали себя русскими людьми
– не аморфными россиянами, которые боятся произнести слово «русский».

– Как выбираете сюжеты для картин? Почему останавливаете внимание на тех или иных моментах и персонажах русской истории? Что, как правило, бывает импульсом?

– Ну скажите, какая русская история без Александра Невского, Дмитрия Донского, Сергия Радонежского, Алексея Михайловича Тишайшего, отца Петра Первого, Ивана Васильевича Грозного, его опричника Малюты Скуратова, Федора Иоанновича, Николая II?.. А без «Царской голгофы», где речь идет о предательстве царя, как может такая выставка существовать?.. Вот «Зонтик», вот «Прощание с конвоем» – без верности этим идеалам как можно представить русскую историю?.. Мимо Гражданской войны тоже не пройдешь – зрителей я вожу по эпохам, как в машине времени, и им интересно.

– А как началось ваше существование как художника?

– Родом я из Калуги, папа – военный инженер. Оба деда были любителями живописи, пришли с фронта и писали в свое удовольствие. Мне ничего не прививали, но я в этой атмосфере рос, с младенчества видел их картинки, они мне нравились. А в 11 лет поступил в художественную школу при Суриковском институте и жил в интернате, так что семья для меня – понятие больше теоретическое. Поездки домой в неотапливаемых, тусклых электричках зимой вспоминаю, как фильм ужасов. А возвращение в интернат из теплого дома с чистой постелью, от мамы с папой, было для меня настоящей пыткой. Берешь портфель и пешочком восемь километров по железнодорожным путям, до вокзала в Калуге, жили мы в поселке 40 лет Октября. Первое время меня провожали, но проводы эти были ужасны для психики ребенка. Ездил я в две недели раз, только вроде боль от расставания с родителями утихнет – и снова рану растревоживаешь; постепенно стал ездить все реже.

После школы поступал в Суриковский институт, но меня сняли с экзаменов, сказав, что я дальтоник. Я от всей души пошел тогда в армию, отслужил и поступил к Илье Сергеевичу Глазунову в академию.

– Илья Глазунов, наверное, оказал на вас большое влияние?

– Думаю, да. Глазунов сформировал меня как личность. Я его очень люблю, уважаю, ценю общение с ним. Одиннадцать лет преподавал в его академии, но он же меня и уволил. Спросите – почему, отвечу – потому что я тоже личность, а Илья Сергеевич ревнив и, к сожалению, не понял, что надо гордиться тем, кого вырастил, а не душить его. Вот, допустим, великий артист современности Табаков понимает это и поддерживает своих птенцов. Для меня это очень больная ситуация, потому что я не считаю Глазунова посторонним, для меня это родной человек.

– И кто же формировал вас как художника?

– Серов. Суриков. Левитан. Из западных титанов – Рембрандт, из старых мастеров – Веронезе, Тициан, Веласкес великий, конечно же.

– Как вам мыслится воплощение замысла с панорамой «Куликовская битва»? Почему вообще именно эту страницу истории вы избрали для столь крупного проекта?

– Ответ лежит на поверхности. В России сейчас принято много шутить и громко смеяться шуткам. Причем вкусы у всех разные. Кто-то любит «Ледниковый период», кто-то – «Уральские пельмени», а кто-то – «Нашу Рашу». А я люблю Русь и, считаю, без любви к Руси невозможно никуда сдвинуться дальше. Русь! Я русский, и я люблю Россию. С моей точки зрения, современному человеку надо окунуться в эпоху Куликова поля, как в живую воду, чтобы выйти из нее другим человеком. Знаете, как в сказках кропили человека живой и мертвой водой. Для этого я и задумал установить на Куликовом поле панораму-памятник «Куликовская битва». Макет, как видите, готов, и работу можно разворачивать хоть завтра.

Панорама не имеет аналогов в мире, это будет насыпной курган под землей. Люди будут опускаться в музей «Куликовская битва», где будет все обустроено, даже ресторан будет. После осмотра музея они поднимутся на смотровую площадку панорамы и окажутся посреди поля Куликова прямо в сражении. Увидят полки ратников, Дмитрия Донского и Мамая, различат засадный полк, услышат ржание коней. Прямо перед ними будет колыхаться ковыль, а солнце будет двигаться по кругу.

– Вам хотелось бы иметь свой музей?

– Зрителям очень хочется, но в Москве это невозможно, потому что 80 процентов времени надо будет тратить на встречи с чиновниками. Я хотел бы открыть музей в Калуге.

– Над чем работаете в своих мыслях?

– Развиваю то, что сделано. Есть мысли о том, чтобы написать 5-6 картин, начав с тем Ветхого Завета, мученичества Христа, гонений христиан в Риме, дойти до современности и соединить все это с сегодняшним днем. И я знаю, как это сделать. Сегодняшнему дню будет посвящена только одна работа, но она будет тянуть по смыслу на все последние двадцать лет.

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Владимир Путин принял смотр Президентского полка
  2. Путин: Стабильность - не означает косность, наша система должна быть гибкой
  3. Путин: Россия не отказывается от диалога с западными странами
  4. Владимир Путин принес присягу президента РФ
  5. Путин: Хочу сердечно подблагодарить граждан России во всех регионах нашей страны
  6. В Кремле началась инаугурация Владимира Путина
  7. Введена в почтовое обращение марка, посвященная вступлению в должность президента России
  8. Песков: Путин сегодня может предложить кандидатуру нового премьер-министра
  9. Рябков объяснил приглашение недружественных стран на инаугурацию президента РФ
  10. Мобилизованный украинец с эпилепсией умер на территории военкомата в Кривом Роге
  11. Антонов: Провести ядерные учения Россию вынудила политика Запада
  12. В Уфе силовики задержали за взятку в 5 млн рублей экс-министра транспорта Башкирии
  13. «СВ» покажет инаугурацию Путина в прямом эфире
  14. Вячеслав Володин провел встречу с губернатором Ростовской области Василием Голубевым
  15. Володин: Путин за время служения на посту Президента России делом доказал свою преданность стране,

Парламентское Собрание

Гайдукевич о Шмидте: В ЕС нет никакой демократии и свободы

Томаш Шмидт подвергался преследованиям и был вынужден покинуть страну из-за несогласия с политикой и действиями правительства Польши

МНЕНИЯ

Нас провоцируют на нокаутирующий удар

Олег Зинченко

Запад чуть ли не с первого дня СВО муссирует тему ядерных атак со стороны России

Гори, гори ясно

Сергей Андреев

В Германии дотла сгорел один из заводов оборонной компании Diehl, которая поставляла Украине ракеты

Запад развернул артиллерию угроз против мировой безопасности

Леонид Слуцкий

На фоне освобождения российскими войсками пядь за пядью исконно русских земель от бандеровцев и неонацистов, в Париже, Лондоне, Вашингтоне, в прибалтийских столицах нарастает паника и русофобская истерия

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также