САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

Услышать подсказку Иова…

Фильм Андрея Звягинцева «Левиафан» получил приз за лучший сценарий на 67 Каннском кинофестивале

Вот уже третий день не могу отделаться от ощущения, как по небольшому поселку на берегу  Баренцова моря, на Кольском полуострове, где живет главный герой «Левиафана» автомеханик Коля (Алексей Серебряков), ползет жуткое чудовище, страшный морской змей, скрученный в несколько слоев. И - не оставляет ничего живого на своем пути, кроме тех, кто и на земле служит в его штате. Андрей Звягинцев рассказал, наконец, на пресс-конференции суть истории, произошедшей в штате Колорадо в Америке, которая дала ему первый импульс для фильма. Человек вступил в противостояние с властью, и, мстя ей за то, что ею был разрушен его бизнес и его жизнь, бульдозером снес несколько административных зданий и покончил с собой. «И я подумал, - сказал Звягинцев, - что эта история могла произойти в любой точке земного шара, а уж в России-то отголоски подобных историй то и дело звучат в криминальной хронике. Два года назад в конкурсе Берлинале демонстрировался фильм Бориса Хлебникова «Долгая счастливая жизнь» на эту тему.

Андрей  Звягинцев создал подлинный «шедевр», как написала газета «Гардиан» в своей рецензии. Его герой Коля  - успешный  владелец земельного участка в центре города, полученного в наследство от отца, автомастерской, дома, из тех русских мужиков, на которых земля держится. Они умеют ее обиходить, потому что любят, и она им платит сторицей. С такими и власть любит дружить,  требуя, естественно, ответной благодарности. Но Коля – из породы гордых и смелых и на поклон никогда не пойдет. Вероятно, еще и поэтому местная власть – мэр в блистательном исполнении Романа Мадянова – по всем канонам, через суд, отбирает у Николая ВСЁ, пообещав отступные в размере чуть за полмиллиона рублей. Фильм начинается как бытовая драма, окрашенная в комедийные тона. Коля намерен бороться, в помощь ему приезжает армейский друг Дмитрий (Владимир Вдовиченков), представитель коллегии адвокатов из Москвы. Да не с пустыми руками приезжает, а с папкой убойного компромата на мэра, у которого руки «по локоть в крови». Мужики много пьют – и дома у Коли, и на пикнике, куда его с семейством и  другом его приглашает благодарный клиент в чине подполковника. Общение их густо подправлено ненормативной лексикой, местами оправданной, местами не очень.

В действие, как в воронку, втягивается немалое количество действующих лиц – Лиля, вторая жена Николая (Елена Лядова), Ромка, сын от первого брака, семья их друзей. Немалая команда противодействует Николаю со стороны мэра – там и местный архиерей с оправданием всех действий мэра – «всякая власть от Бога», и судья, и прокурор, и начальник милиции. Все идет своим чередом, зритель веселится, наблюдая за веселухой на экране, (надо сказать, токи живого восприятия фильма иностранцами так и гуляли по залу, это отметили все российские журналисты), ждет достойной победы над мэром, но в мироздании что-то ломается, на Николая сыплется столько несчастий, что зритель обмирает. И не сразу замечает, что на экране меняется все – свет и цвет, и сама манера повествования, и до библейского Иова, над которым, с согласия Господа, поставил когда-то эксперимент Левиафан, рукой подать. Сатана проверил, так ли благополучный Иов будет предан вере, если его лишить всего – семьи, достатка, здоровья и бросить одного в струпьях погибать в пустыне. Иов-то выиграл поединок, отстояв свой удел на земле, и – получил все обратно. А Коля?..  А Колю после внезапной измены жены с Дмитрием, который после «встречи» с мэром быстро ретируется в Москву, с легкой руки «друзей дома», обвиняют в убийстве жены и отправляют на зону на 15 лет. (Лиля, на самом деле, не выдержав нравственных мук, бросается с обрыва  в море.) Бульдозер в истории с «Левиафаном» работает от обратного – он сносит не дома администрации, а катком проходит по человеческой жизни. Система работает четко.

И режиссер Звягинцев метко стреляет по ней, по всем институтам власти – государственной и духовной. Герой Серебрякова, казалось бы, окружен, рука помощи не протянется ниоткуда… Но нет, имеющий уши да услышит. Приходский священник, которому Николай помог донести мешок хлеба до места, рассказывает Николаю историю Иова и советует подумать да посмотреть на происходящее другими глазами… Но у Коли не получается, и его вопрос – «За что?!»  остается без ответа. Отвечать придется зрителям – каждому за себя. И за Колю тоже. Потому что в фильме затронута наиглавнейшая проблема современного человека – предательство всего святого в себе, происходящее на всех уровнях от обуянности самым страшным грехом – грехом гордыни. Именно об этом пытался сказать своими словами Николаю священник. Мол, пережить можно все, и простить можно всех, главное в том, чтобы отличить главное от неглавного, ложь от правды, истину от лжесвидетельствования, не лгать себе и помнить о своем долге по отношению к окружающим, и к ближним, и к дальним. А к детям, в особенности.

«Все виноваты всегда», - говорит Дмитрий Лиле во время их адюльтера в гостинице. И это - правда, каждый из персонажей «Левиафана» несет свой крест, их невозможно разделить на положительных и отрицательных, разве что священник-праведник стоит наособицу. А Николай испытания не выдержал, и вот уже жуткий экскаватор огромным ковшом клацкает по дому Николая, руша раз за разом по полкомнаты. Ковш посажен на длиннющую «шею», и тебя охватывает первобытный ужас  -  это же образ Левиафана, который покинул морское дно и давно ползет по земле, пожирая людей и все их имущество. Которому они порой молятся, как божеству. Как многое в нашей жизни погрязло в коррупции. Как бы опомниться нам всем, как бы опомниться?..

В фильме «Левиафан», как и в «Елене», звучит тревожная музыка американского композитора Филипа Гласса, мотив которой так и пророчит о «гнили» в «державе датской», раскинувшейся по всему миру.

На пресс-конференции Роман Мадянов сказал, что киногруппа Звягинцева работала, «как швейцарские часы». Мировая пресса оценила это. Режиссер подчеркнул, что незадолго перед каннским показом разговаривал о фильме с министром культуры РФ Владимиром Мединским, который также высоко оценил картину, хотя она ему и «не понравилась». Тем не менее, поддержка очередному проекту Звягинцева государством будет оказана.

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Александр Лукашенко об участии в выборах президента: Я пойду, если люди решат, что должен идти
  2. Украинцы устроили митинг у паспортного сервиса в Варшаве из-за невыдачи документов
  3. Беглов рассказал о расположении терминала ВСМ в Петербурге
  4. Россия и Украина впервые провели очные переговоры по передаче детей
  5. Россиянам напомнили о льготах при поступлении в вузы в 2024 году
  6. Кабмин поддержал поправки к УК РФ о наказании за диверсионные преступления
  7. Лукашенко выдвинули кандидатом на пост председателя ВНС
  8. Путин удивился малому количеству обработанных заявок на выплату пострадавшим от паводков
  9. Лукашенко: У нашей Родины кроме нас никого нет
  10. Лукашенко: Мы сделали все, чтобы вырос авторитет защитника Отечества
  11. Лукашенко про полет белоруски в космос: это успех интеллектуально развитой нации
  12. Лукашенко отметил успехи в промышленности
  13. Лукашенко: Белорусы все больше могут себе позволить
  14. Лукашенко о доходах населения: на счетах белорусов хранится почти Br30 млрд., или по $1 тысяче на каждого
  15. Лукашенко высоко оценил доступность медуслуг для населения в стране

Парламентское Собрание

Джабаров напомнил Шольцу об истории Германии после слов о Канте

Ранее канцлер Германии возмутился, что Путин часто цитирует немецкого философа

Политика

В Беларуси начало работу Всебелорусское Народное Собрание

Первым выступил Александр Лукашенко

МНЕНИЯ

У собачки боли, у кошечки боли, а у наших детей – не надо

Татьяна Вахромеева

В столичном парке замечены школьники с ушками и хвостами, завывающие и прыгающие на четырех лапах.

«Чуть не лопнули барабанные перепонки»

Юлия Новицкая

Я как-то уже рассказывала о том, что на полет экипажа Василия Циблиева и Александра Лазуткина выпало рекордное количество нештатных ситуаций

Поза на пьедестале имеет значение

Геннадий Давыдько

Цена участия в Олимпиаде слишком высока

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также