САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

Автор Нина КАТАЕВА

Инесса Слюнькова: Мне верится в победу здравого смысла

Историк, искусствовед, доктор архитектуры Инесса Слюнькова стала лауреатом премии Союзного государства за 2013-2014 годы за три монографии о связи архитектуры и искусства Беларуси и России

А также проблемы взаимодействия культур Беларуси, Украины и России в системе влияния западного мира, взаимодействия восточной и западной христианских традиций. Эти три тома - Архитектура городов Верхнего Приднепровья XVII - середины XIX в. (Минск, 1992), Монастыри восточной и западной традиций: наследие архитектуры Беларуси (М., 2002) и Храмы и монастыри Беларуси XIX века в составе Российской империи: пересоздание наследия (М., 2010) составляют своеобразную трилогию. Уникальное по широте охвата материала и глубине рассмотрения проблем исследование.

Сегодня главный научный сотрудник НИИ теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств Инесса Слюнькова отвечает на вопросы "СВ".

Справка: Инесса Слюнькова, родилась в Минске, училась на архитектурном факультете Белорусского политеха, окончила Московский архитектурный институт. Работала архитектором, научным сотрудником в Институте теории и истории архитектуры, главным архитектором музеев Московского Кремля. Автор свыше 220 публикаций, в том числе 9 книг.

- Инесса Николаевна, что стало первотолчком для такой грандиозной работы, длившейся около 20 лет, как Ваше исследование по архитектуре Беларуси в свете взаимовлияния культур России и Беларуси?

- Три книги в итоге, действительно, сложились в некое целое, но это не значит, что тема каждой из них была задана в самом начале. Концепция складывалась в процессе работы, в том числе, по мере бесконечных архивных и библиографических изысканий, экспедиций, раздумий, приращения профессионального мастерства. Несмотря на то, что первая книга посвящена Беларуси, основной темой моих занятий все же оставалась русская архитектура. В России в первую очередь востребованы работы по памятникам русской архитектуры. Русская архитектура и искусство бездонный и удивительно интересный пласт наследия, неисчерпаемый кладезь ценностей духовной, художественной культуры, которые рассыпаны по всем областям необъятных земель. Притом, как в Беларуси, так и в России существует масса пробелов в изучении произведений архитектуры и искусства. Как оказалось, многие из них не исследованы, что в условиях возвращения к рыночной экономике, грозило гибелью части историко-культурного наследия. Я занималась темами русской усадьбы, церковного и монастырского зодчества России, и при этом подспудно вызревала идея вернуться к Беларуси.

Во-первых, после первой книги стало очевидно, что более серьезная разработка материалов по монастырскому зодчеству Беларуси позволит ответить на многие вопросы, связанные с национальными особенностями белорусской культуры.

Во-вторых, тревожило то, что слабо разработана тема взаимодействия наших культур в период вхождения Беларуси в состав Российской империи, что давало основания для негативного толкования роли России в формировании Беларуси как национально-территориального образования в XIX веке. Коробило слово "русификация".

В-третьих, сыграл свою роль и внутренний протест против развала Союза, когда под грузом новых проблем на какой-то момент оказался исчерпанным интерес наших народов друг к другу. Например, в московских институтах не стало аспирантов и диссертаций по Беларуси, основной интерес коллег в Беларуси сводился к изучению западного вектора влияний. Мои проекты в ту пору могли показаться "экзотическими", и меня бесконечно радовало, что российские коллеги одобрили проведение работ по истории архитектуры Беларуси в Москве. Хотя 3-я книга в равной мере посвящена как Беларуси, так и России XIX века - в контексте взаимодействия культур. И я признательна Российской академии архитектуры и строительных наук и Российской академии художеств, в стенах которых были подготовлены 2-я и 3-я книги. Благодарна Российскому гуманитарному научному фонду, при помощи которого книги были опубликованы. Поддержка фонда оказывалась на конкурсной основе, и одобрение, полученное в результате жесткого творческого соревнования, для меня было очень важно. Изданы книги в издательстве "Прогресс-традиция".

- Что было самым сложным в этой работе, какая из книг далась труднее всего, и на каком этапе Вас как исследователя ждали открытия?


- Не припомню, чтобы на каком бы то ни было этапе, работа давалась легко. И это нормально, когда занимаешься профессией по призванию. Мне всегда как-то неловко было говорить людям, чем я занимаюсь. Потому что в ответ слышала восторженное: как это интересно! Настоящее искусство всегда несет в себе радость и глубокие переживания. Ты раскрываешь смысловые сущности произведения или явления искусства, его художественное значение во времени и в жизни. А открытия, честно говоря, появляются на каждом шагу. Например,"Иезуитский проект" начала XVIII века, точнее, "Проект уничтожения греко-российского исповедания на территории Речи Посполитой", ссылки на который встречаются сейчас на многих сайтах, я обнаружила в Российском государственном архиве древних актов в Москве. Когда читала его, у меня по спине просто холод шел. Это рукописный документ, в котором излагается циничный план действий против православных и униатов. А именно - отрезать для православных священников и их детей путь к образованию, довести их до нищеты и бесправия, а затем уничижать и обличать в невежестве.

- Каков Ваш вывод относительно явления монастырского зодчества Беларуси как результата строительной деятельности православных, католиков и униатов во втором томе, не на этом ли этапе работы были сделаны основные открытия?

- На мой взгляд, не стоит писать книгу, если в ней не будут введены новые памятники, документы, изображения, а если удастся, то и более высокого уровня обобщения, постановка и решение искусствоведческих, культурологических проблем. В книге о монастырях, думается, присутствует и то и другое. Обратите внимание на то, что в телерепортажах жители Беларуси говорят о специфике белорусской культуры как соединении православной и католической традиций. Особенности белорусской архитектуры и искусства, возникшие в результате взаимодействия и взаимовлияния восточно-христианской и западно-христианской культур, собственно, и раскрываются в книге о монастырях Беларуси.

- Интригующе звучит название 3-й книги - Храмы и монастыри Беларуси XIX века в составе Российской империи: пересоздание наследия. Как можно "пересоздать наследие"? О чем, по-Вашему, неплохо было бы задуматься современникам, скользя взглядом по архитектурным сооружениям, которые являются их средой обитания?

- "Пересоздание наследия" - обратите внимание на то, как проводятся сегодня работы на памятниках архитектуры. Время выдвигает свои требования, и разрабатываются проекты по их реставрации и приспособлению. Бывший особняк преобразуется в офис или дом приемов: от здания остается главный фасад, вместо подвалов подземные гаражи, для увеличения площади делают новые пристройки и надстройки, используются новые материалы и технологии. Люди постарше помнят, как в советские годы храмы перестраивались под клубы, кинотеатры, зернохранилища и т.д. В 3-й книге речь идет о перестройке католических храмов в православные. Осуществлялась она на территории белорусских и окружающих земель во 2-й половине века, во время вхождения Беларуси в состав Российской империи. Впервые удалось рассмотреть это явление на обширном документальном материале, что позволило выявить основные противоречия процесса модернизации и использования историко-архитектурного наследия на предреволюционном этапе развития страны. Все, что происходило, в значительной степени влияло на общественное сознание.

Существует заблуждение, что архитектура определяется обликом фасадов. На самом деле, архитектура - это искусство организации пространства. Насколько грамотно, с точки зрения соответствия своему назначению, расположены и устроены снаружи и внутри дом, храм, город, насколько эстетически они отвечают нашим представлениям о красоте и комфорте - все эти требования следует адресовать архитектуре. Архитектура во многом определяет наше пребывание здесь и сейчас, она исподволь влияет на наше самочувствие и образ жизни. Почему жители гордятся расположенным рядом с их домом памятником архитектуры? Потому что он, прежде всего, неповторим и во многом определяет особенное лицо места, где мы живем, куда стремимся. Заметьте, как изменяется Беларусь по мере реставрации и благоустройства исторических городов и населенных мест. Ее не узнать. И никто из жителей не скажет, что недоволен восстановлением церкви, ратуши, костела.

- Что Вы почувствовали, узнав, что стали лауреатом премии Союзного государства?


- Каждому приятно признание его работ, тем более на уровне премии Союзного государства. Подавая документы на конкурс, я, признаться, вовсе не думала о победе, просто хотелось представить все три книги вместе, зная, что выполнены они на должном уровне, что читают их в России и Беларуси, а также в Украине, Литве, Польше. Но, честно говоря, не ожидала такой высочайшей оценки.

- Вы работали главным архитектором музеев Московского Кремля, могли бы сказать о ценности экспонатов в контексте мировых музеев подобного уровня.

- Это была очень ответственная работа, сопряженная с ежедневным решением массы проблем. От научных, проектных и организационных до практической реставрации и стройки. В Музеях Кремля представлены неоценимые сокровища и, прежде всего, уникальные Кремлевские соборы, которых нет более нигде, мне же предстояло включиться в работу по сохранению этих ценностей. Работа в Кремле дала мне непосредственное, буквально тактильное знание величайших святынь русской культуры, что оказалось важным для последующих искусствоведческих изысканий, стало серьезной профессиональной школой. И я благодарна специалистам, с которыми довелось вместе трудиться в музее.

- Что Вы думаете по поводу перспектив строительства Союзного государства, и почему славяне, так трудно объединяются, впечатление такое, что и Пушкин, и Тютчев с их прямыми призывами к объединению славянства, услышаны ими плохо?

- Воля народов к объединению очевидна. Очевидно также, что процессы объединения осуществляются на государственном уровне, нужна политическая воля и четко проработанный расчет по огромному спектру проблем. Мне кажется, процесс строительства общего государства затягивается именно потому, что скороспелые решительные действия могут привести к недееспособному государственному образованию. Но посмотрите, какими темпами возвращается интерес друг к другу, развивается взаимодействие в науке, образовании, архитектуре. В Минске создаются изумительные произведения современной иконописи. Вот бы устроить выставки этих работ в Москве, Петербурге, других городах. Так хотелось бы обсудить их с коллегами, а, по возможности, и приобрести. Мне кажется, что такие шаги навстречу друг другу очень важны для строительства Союзного государства.

- Как Вы думаете, на чем основана "правда" тех, кому западный путь развития кажется более привлекательным?

- Ответ на этот вопрос не может быть однозначным. Если совсем уж по-бытовому, то, на мой взгляд, для многих западный путь привлекателен как запретный плод и мечта о более устроенной жизни. Притом, всякий знает, что оказаться облагодетельствованным со стороны удастся далеко не каждому.

- Как Вам вспоминается детство? Вы же белоруска и все же верится ли Вам в благое объединение славян?

- Мои родители выросли в местечке Городец на Гомельщине, туда и возили меня летом. В основном, детство прошло в поселке Минского тракторного завода, где полжизни проработал мой отец, - для него это до сих пор важные годы, дорогие воспоминания. Начинал он там юношей и отнюдь не с должности директора, а чернорабочим. Завод вырос после войны, в чистом поле, и во многом благодаря трудовому и творческому единению народов: приезжали специалисты и просто искавшие работу из союзных республик и оставались навсегда. А их дети уже вырастали в белорусской культуре, и воспринимали ее как родную.

Мне в одинаковой степени близки Беларусь и Россия, поэтому премия Союзного государства - самая ценная для меня награда. Мне верится в победу здравого смысла. Объединение наших народов основывается на самоуважении и любви к ближнему. На исполнении правила, помогать, в первую очередь, близкому тебе по крови, сородичу.

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Александр Лукашенко об участии в выборах президента: Я пойду, если люди решат, что должен идти
  2. Украинцы устроили митинг у паспортного сервиса в Варшаве из-за невыдачи документов
  3. Беглов рассказал о расположении терминала ВСМ в Петербурге
  4. Россия и Украина впервые провели очные переговоры по передаче детей
  5. Россиянам напомнили о льготах при поступлении в вузы в 2024 году
  6. Кабмин поддержал поправки к УК РФ о наказании за диверсионные преступления
  7. Лукашенко выдвинули кандидатом на пост председателя ВНС
  8. Путин удивился малому количеству обработанных заявок на выплату пострадавшим от паводков
  9. Лукашенко: У нашей Родины кроме нас никого нет
  10. Лукашенко: Мы сделали все, чтобы вырос авторитет защитника Отечества
  11. Лукашенко про полет белоруски в космос: это успех интеллектуально развитой нации
  12. Лукашенко отметил успехи в промышленности
  13. Лукашенко: Белорусы все больше могут себе позволить
  14. Лукашенко о доходах населения: на счетах белорусов хранится почти Br30 млрд., или по $1 тысяче на каждого
  15. Лукашенко высоко оценил доступность медуслуг для населения в стране

Парламентское Собрание

Джабаров напомнил Шольцу об истории Германии после слов о Канте

Ранее канцлер Германии возмутился, что Путин часто цитирует немецкого философа

Политика

В Беларуси начало работу Всебелорусское Народное Собрание

Первым выступил Александр Лукашенко

МНЕНИЯ

У собачки боли, у кошечки боли, а у наших детей – не надо

Татьяна Вахромеева

В столичном парке замечены школьники с ушками и хвостами, завывающие и прыгающие на четырех лапах.

«Чуть не лопнули барабанные перепонки»

Юлия Новицкая

Я как-то уже рассказывала о том, что на полет экипажа Василия Циблиева и Александра Лазуткина выпало рекордное количество нештатных ситуаций

Поза на пьедестале имеет значение

Геннадий Давыдько

Цена участия в Олимпиаде слишком высока

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также