САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Где живут хорошие книжки?

С первых книжек человек начинает познавать мир, отличать хорошее от плохого, понимать, каким он хочет быть… И потому так важно, чтобы в руки маленьких читателей попадали достойные образцы.

      Детская литература, несомненно, играет огромную роль в развитии ребенка и становлении его личности. С первых книжек человек начинает познавать мир, отличать хорошее от плохого, понимать, каким он хочет быть… И потому так важно, чтобы в руки маленьких читателей попадали достойные образцы.

      Какой должна быть детская литература, чтобы соответствовать потребностям юных читателей и вместе с тем внушать доверие родителям?

      Проблема первая – картинки против текста. Сегодня на книжном рынке детских книг немало, и большинство оформлены красиво и ярко. Часто можно встретить так называемые «книжки-вставалки», или, как их называют на Западе, «поп-ап»: открываешь книжку – и на странице встают домики, человечки, медведики, динозавры и т.п. Минимум текста – максимум визуального эффекта. Более того, книжки активно оснащаются разными интерактивными элементами – вплоть до музыки и звуков. Иногда художественные произведения объединяют с настольными играми и задачниками. По мнению психолога, члена ученого совета НИИ Центра психического здоровья АМН РФ Елены Смирновой, эти инновации пользуются большим спросом, но, по сути, убивают в ребенке тягу к чтению. Идеальный вариант – сопровождение текста только иллюстрациями, и лишь теми, которые помогают постигать содержание, но не отвлекают от него.

      – А еще иллюстрации должны быть добрыми, – уверена член Союза художников России Ольга Ионайтис. – Даже негативных героев нужно рисовать так, чтобы они не напугали ребенка. Однажды я иллюстрировала повесть Гоголя «Майская ночь, или Утопленница». Надо было как-то изобразить ведьму. В итоге было найдено хорошее решение: один раз нарисовать ее смотрящей через кошачьи лапы, второй раз – со спины. Пусть ребенок сам додумает, насколько она страшная, но пугать его я не буду. Картинка и текст должны провоцировать воображение читателя, чтобы оно развивалось. Но не надо перебарщивать и со стилизацией. Иллюстрация должна быть все-таки приближена к жизни. Кролик должен быть похожим на кролика, а не на квадрат с ушами. Ведь через иллюстрацию ребенок тоже познает мир.

      К тому же нельзя забывать о том, что русский язык невероятно богат на различные средства создания образов – само слово способно уже создать живую и яркую иллюстрацию. В этом уверен руководитель семинара по детской литературе в Государственном литературном институте им. А.М. Горького Александр Торопцев.

       – Талантливый писатель напишет так, что человек, к примеру, читая описание деревенского сарая, почувствует запах древесины и сена, – говорит он.

      Проблема вторая – аудио против бумаги. В последние годы большую популярность завоевывают аудиокниги. Для занятых родителей это настоящая «палочка-выручалочка». Но во взглядах на это техническое новшество мнения расходятся. Психолог Елена Смирнова считает, что это также убивает желание читать.

    Проблема третья – старое или новое. Каким книжкам отдавать предпочтение: тем, на которых росли мы сами, или произведениям современных детских авторов? Ответ: и тем, и другим. Произведения классиков детской литературы в большинстве своем не потеряли актуальности.

      – В классической детской литературе есть и эмоциональная, и рациональная сторона, благодаря чему, читая эти книги, ребенок учится и чувствовать, и осознавать, – говорит педагог-психолог Ольга Силина.

      При этом есть молодые детские авторы, но о них мало кто знает. Им как никогда нужна государственная поддержка. По мнению Александра Торопцева, необходима организация и проведение Всероссийской литературной Олимпиады.

      Безусловно, у современной детской литературы должны быть определенные критерии качества. Психологи считают, что язык детской книги должен быть более образным и метафоричным. К сожалению, в большинстве своем нынешние дети перестают понимать переносный смысл – все воспринимают буквально.

      – Крайне важна точность возрастной адресации, – говорит Елена Смирнова. – Восприятие трехлетнего и пятилетнего ребенка существенно различается. С этой целью психологи проводят экспертизу книг для детей, чтобы определить, в каком возрасте книжка будет понятна и интересна.

      – Хотелось бы видеть в детских книжках тщательно проработанные характеры, – считает Ольга Силина. – Детская литература должна быть с живым, человеческим лицом, чтобы в ней отражались реальные люди и ситуации, но при этом – и выходы из этих ситуаций. Литература должна давать поддержку, а не рисовать какие-то недостижимые идеалы. Однажды ко мне подошел мальчик и спросил: «А супермен когда-нибудь плачет?» Он хотел быть на сто процентов похожим на этого всесильного, всем помогающего, бесстрашного героя, но понял, что это невозможно. Эта идеальность пугает детей.

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Мобилизованный украинец с эпилепсией умер на территории военкомата в Кривом Роге
  2. Антонов: Провести ядерные учения Россию вынудила политика Запада
  3. В Уфе силовики задержали за взятку в 5 млн рублей экс-министра транспорта Башкирии
  4. «СВ» покажет инаугурацию Путина в прямом эфире
  5. Вячеслав Володин провел встречу с губернатором Ростовской области Василием Голубевым
  6. Володин: Путин за время служения на посту Президента России делом доказал свою преданность стране,
  7. Путин провел переговоры с Мишустиным до общей встречи с правительством
  8. Лукашенко планирует присутствовать на параде Победы 9 мая в Москве
  9. МИД РФ предупредил Лондон о последствиях применения Украиной британского оружия
  10. Путин: Работа в интересах России не прекращается
  11. Глава Еврокомиссии призвала Пекин надавить на Россию, чтобы урегулировать конфликт на Украине
  12. Постпреды стран СНГ возложили цветы в парке Победы в Минске
  13. Путин: Нам предстоит запускать новые национальные проекты, новые федеральные программы
  14. Путин: В 2022 году началась в прямом смысле слова экономическая агрессия против России
  15. Путин: Ничего у наших противников не получилось

Парламентское Собрание

Гайдукевич о Шмидте: В ЕС нет никакой демократии и свободы

Томаш Шмидт подвергался преследованиям и был вынужден покинуть страну из-за несогласия с политикой и действиями правительства Польши

МНЕНИЯ

Нас провоцируют на нокаутирующий удар

Олег Зинченко

Запад чуть ли не с первого дня СВО муссирует тему ядерных атак со стороны России

Гори, гори ясно

Сергей Андреев

В Германии дотла сгорел один из заводов оборонной компании Diehl, которая поставляла Украине ракеты

Запад развернул артиллерию угроз против мировой безопасности

Леонид Слуцкий

На фоне освобождения российскими войсками пядь за пядью исконно русских земель от бандеровцев и неонацистов, в Париже, Лондоне, Вашингтоне, в прибалтийских столицах нарастает паника и русофобская истерия

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также