Во Франции в эти дни проходит одно из главных культурных событий года – Каннский кинофестиваль.
Председателем главного жюри приглашен Стивен Спилберг. Среди режиссеров, чьи фильмы поборются за Золотую пальмовую ветвь в основном конкурсе, Роман Полански, Стивен Содерберг, Джим Джармуш, Франсуа Озон, Паоло Соррентино, Асгар Фархади, братья Коэн, Цзя Чжанкэ, программу «Особый взгляд» откроет криминальная драма Софии Копполы «Кольцо футы-нуты». Российское кино в этом году не представлено ни в одной из конкурсных программ.
Тем не менее во внеконкурсных программах представлены работы молодых кинематографистов студии Алексея Учителя «Рок». Таисия Игуменцева, лауреат каннского конкурса студенческих работ «Синефондасьон» прошлого года, представит свою полнометражную картину «Отдать концы», а Юрий Быков – фильм «Майор». «Участие сразу двух картин наших дебютантов на Каннском фестивале – цель, к которой мы шли, – сказал Алексей Учитель, – и мы рады, что наша работа дала такие результаты.
И если в связи с фильмом Таисии результат был ожидаемым, то выбор картины «Майор» был для нас неожиданным. Тенденция есть – будем стараться дальше».
Таисия Игуменцева определяет жанр своей картины как трагикомедию и рассказывает в ней о фантастических персонажах заброшенной деревни, которые узнали вдруг о грядущем конце света. Популярная тема после «Меланхолии» Триера. В отпущенные им сутки люди готовятся – кто-то роет могилу, а кто-то принимает судьбоносные решения, на которые не отваживался раньше. Но в нашем случае конец света не наступает. Как же жить дальше, когда все стало иным, – на такой вопрос ищет ответ режиссер. На просмотре «Майора» российский зритель вспомнит прежде всего майора Евсюкова… Как воспримут картину зрители в Каннах?
Остросоциальный триллер замешан на чисто российских реалиях. В интервью Юрий Быков говорит, что сделал картину «на жестких углах столкновения власти и людей, где нет правых и виноватых, потому что виноваты все».
В конкурсе «Синефондасьон» с картиной «Норма жизни» примет участие Евгений Бяло, выпускник Высших режиссерских курсов из мастерской Ираклия Квирикадзе и Андрея Добровольского. Свою дипломную работу соискатель называет «экзистенциальной драмой». История основана на реальных событиях, и рассказывается в ней о том, как стремление к обогащению начисто убивает в людях искренние чувства, способность к состраданию. До такой степени, что для человека становится всего лишь «нормой жизни» потеря близкого человека, отца. Чувств нет – есть только цинизм и жестокость.
Кроме того, в программе «Короткого метра» на Каннском кинорынке будут представлены лучшие работы студентов и выпускников киновузов Москвы и Санкт-Петербурга – всего 51 картина. В июне все эти фильмы можно будет посмотреть в Москве, в Доме кино на «Молодежных средах».
Российский павильон, который в прошлом году был признан одним из самых посещаемых в Каннах, продолжит свою активную работу. Это главный информационный центр российских кинематографистов и универсальная площадка для продвижения кино на международном рынке.
В павильоне пройдут пресс-конференции съемочных групп фильмов «Отдать концы» и «Майор», презентации новых проектов, в том числе «Географ глобус пропил» Александра Велединского, «Однажды» Рената Давлетьярова, «Иван Поддубный» Глеба Орлова. Из копродукции наиболее интересным обещает быть проект Евгении Тирдатовой «Рудольф Нуриев. Начало». Федор Бондарчук, Илья Бачурин, Игорь Угольников, братья Бусловы представят проекты концерна Главкино.
Состоится премьера ежегодного альманаха российских дебютов Global Russians, в который вошли фильмы участников XX фестиваля «Святая Анна», в частности фильм-победитель «F5» Тимофея Жалнина (мастерская Сергея Овчарова), и кинофестиваля ВГИК. Альманах также будет представлен в «Коротком метре» в рамках Кинорынка.
В павильоне происходят встречи продюсеров с сейлс-агентами, представителями дистрибьюторских компаний, отборщиками кинофестивалей. Для них Роскино, при участии компаний Невафильм Research, Movie Research и Planeta Inform, подготовило ежегодный справочник российского кинобизнеса «Киноbook-2012».