САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

Код Валентина Дудкевича

Государственный ансамбль танца Беларуси – один из самых гастролирующих. Артисты заслуженного коллектива, танцы которого увлекают этносовременным драйвом, выступали на всех континентах, за исключением разве что Австралии. Десять раз были в Испании, восемь раз – в США, Бразилии, Голландии. Им аплодировали в Китае, Индии, Египте, Ливане, Италии. Они первыми из белорусских артистов выступили в концертном зале «Олимпия» в Париже и сорвали овации на открытии соревнований «Формулы-1» в Монте-Карло. Ансамбль с полувековой историей стал одним из знаковых брендов, по которым Беларусь узнают в мире.

Государственный ансамбль танца Беларуси – один из самых гастролирующих. Артисты заслуженного коллектива, танцы которого увлекают этносовременным драйвом, выступали на всех континентах, за исключением разве что Австралии. Десять раз были в Испании, восемь раз – в США, Бразилии, Голландии. Им аплодировали в Китае, Индии, Египте, Ливане, Италии. Они первыми из белорусских артистов выступили в концертном зале «Олимпия» в Париже и сорвали овации на открытии соревнований «Формулы-1» в Монте-Карло. Ансамбль с полувековой историей стал одним из знаковых брендов, по которым Беларусь узнают в мире.

В репертуаре ансамбля сегодня более 60 номеров: фольклор, этно и современность. Сто танцовщиков Валентина Дудкевича работают во всех жанрах. Одухотворенность, восторг переполняют зрителя, когда на сцене артисты представляют «Песнь про Зубра», посвященную великим личностям и событиям белорусской истории. Лирические «Арэли», «Терница», «Яблонь моя» заставляют задуматься над важностью любви и смыслом жизни. Как по взмаху волшебной палочки переносят в другие страны танцы народов мира. Фейерверк юмора дарят зрителям «Бульба», «Кадриля на зэдликах», «Свадьба», «Дудалка», навеянные картинками из реальной жизни.
В последнее время госансамбль, как конфетти, осыпан праздничными датами. Зритель еще не забыл концерт, посвященный полувековому юбилею коллектива, а поклонники таланта Валентина Дудкевича с нетерпением ждут серию новых концертов к 50-летию творческой деятельности мастера и 25-летию его работы в заслуженном коллективе страны. И на этот раз маэстро будет чем удивить и порадовать зрителя. Чем именно? Об этом корреспонденту «СВ» рассказал он сам, пригласив на генеральную репетицию.
На третьем этаже Белгосфилармонии, где «прописан» ансамбль, коридоры вдоль стен заставлены большими сумками с костюмами и другими атрибутами, необходимыми артистам во время концертов. «Отъезжаем на гастроли», – объясняет Валентин Дудкевич и приглашает зайти в балетный зал на репетицию, или, как говорят артисты, прогон.

"Лявониха" в стиле ар-н-би

– Валентин Владимирович, насколько, на ваш взгляд, народный танец интересен современному зрителю?
– Традиционное хореографическое искусство, если оно преподносится в «законсервированном виде», не вызовет большого интереса у публики. Зрителя, который привык к «попсе», сложно обратить к народному искусству. Чтобы молодежи было интересно, нужно народный танец тоже осовременить. Так в репертуаре ансамбля появились постановки, стилизованные под этнофолк, этнорок. В этих стилях работает лидер этнотрио «Троица» Иван Кирчук. Его музыкальные композиции легли в основу наших двух номеров «Яблонь моя», «Ой, хмелю». Позже посчастливилось повстречаться с замечательным композитором и аранжировщиком Дмитрием Пенкратом. В результате нашей с ним работы современный цикл пополнился феерией «Лянок». На музыку Олега Елисеенкова сделал постановку «Вяселле». А недавно удивили публику танцем «Крывічы». Ритмы в этих танцах современные, а лексика – народная.  
– Основной источник для ваших хореографических постановок – это белорусский фольклор?
– Аутентичный фольклор – наша сокровищница. Начал свою работу в ансамбле с номера «Кадрыля на зэдліках». Проанализировав материалы, привезенные из экспедиции на Полесье фольклорной лабораторией Института культуры, выкристаллизовалась идея поставить современный танец, в основе которого был бы подлинный народный сюжет. До этого все известные танцевальные постановки в репертуаре были авторскими номерами на сюжеты народных песен. В Беларуси таких танцев никогда не было.
– Но ведь аутентичный фольклор – вещь канонизированная. Как вам удается, не нарушая сакральный смысл народного творчества, привносить что-то свое, современное?
– Скрупулезно восстановив аутентичный народный танец, мы воссоздадим музейный экспонат. Зритель в постановке танцев хочет слышать современные ритмы и гармонии. Помню, в программах Игоря Моисеева вдруг появляется рок-н-ролл. В начале 40-50-х годов – это эпатаж. Но проходит сорок лет, и сам рок-н-ролл – уже фольклор. То же можно сказать и про тустеп. Этот танец в начале прошлого века запрещали. Теперь же он считается устаревшим. И танцы, которые сегодня молодежь считает современными – хип-хоп, брейк, тоже когда-то станут фольклором. В современной музыке больше драйва, насыщенности. Когда мы показывали «Лянок» в Минске, равнодушных не осталось. И тогда я понял: создание современного белорусского танца – путь, по которому стоит идти.
– Как белорусские народные танцы с элементами ар-н-би и хип-хопа принимают за рубежом?
– За рубежом белорусский танец – это экзотика. На Западе нет своего фольклора или он давно загублен, поэтому нас везде принимают тепло. К тому же любой народный танец – это действительно кладезь. Недавно мы выступали на фестивале хореографических коллективов в Красноярске, где было представлено танцевальное творчество коллективов разных национальностей. Как здорово все танцевали! Многое даже просто сложно себе представить в техническом плане. А какой накал эмоций! Мы на этом фестивале представили на суд зрителей свои «Арэли». Номер лирический, с глубокой драматургией. Смотрю в зал – затихли все… Мне мой российский коллега потом признался: «Вы, белорусы, другие». И мне кажется, что эти слова – ключевые в нашем творчестве. Мы никому не будем интересны, если на кого-нибудь будем похожи.
Пока беседуем с маэстро, репетитор командует артистам: «Готовы? Поехали!» Девчата в танце стараются держать осанку, каблучками старательно выбивают ритм. Не отстают от своих партнерш и представители сильной половины. Но, по словам Валентина Владимировича, девушкам приходится больше работать над самосовершенствованием, чем юношам, из-за количественного неравенства. Конкуренция среди женского состава в два раза выше, отмечает мастер танцевального искусства. А для мужчин профессия перестала быть престижной. Поэтому мужчины-танцовщики стали «дефицитом».

Мозаика истории?

– Ваш коллектив – частый гость на различных фестивалях в стране и за рубежом. Что за время участия в них вас особенно удивило, обрадовало, расстроило?
– Недавно пришлось быть председателем жюри на фестивале «Сожский карагод» в Гомеле. Увидел много лишнего, ничем не обоснованного на сцене. С костюмами – тоже проблема. Пестрота какая-то, чуть ли не африканские мотивы, настоящий кич! В творчестве – тоже застойные времена. Никакой новой информации в танцевальных постановках большинства белорусских коллективов, увы, не увидел.
– Знаю, вы увлекаетесь историей. Расскажите о тех ее сокровищах, которые с помощью искусства хореографии пытаетесь потом донести до массового зрителя.
– Генетически народ, который живет на территории Беларуси, не изменился. Так утверждают историки. На наших землях жили кривичи, балтские племена дайнова, лютичи, ятвяги, названия которых перешли в названия некоторых наших населенных пунктов. В районах Гродненской области, что граничат с Литвой, встречаются Малая Дайнова, Великая Дайнова. Само слово «дайнова» хорошо знают в Литве, а из белорусов мало кто догадывается, что в XIII-XIV веках между реками Неман и Вилия предположительно с центром в городе Лида в составе Великого княжества Литовского располагалось Дайновское княжество. Я не мог не зацепить этот культурный пласт, реконструировав его, как по мозаичным частичкам истории, в своем творчестве.
– Именно эти страницы истории легли в основу двух премьер?
– Балтский танец «Дайнова», а также мужской танец «Лютичи» реконструируют конкретные исторические события и передают дух того времени. Это экспериментальные номера, и я не жду их стопроцентного признания. Реконструкция не может не вызвать споры, но это мой взгляд на нашу белорусскую историю. Хочу сделать еще один номер – «Ятва», но пока никак не могу к ятвягам подступиться, от чего-то оттолкнуться.
– Танец «Лютичи» очень ярко передает боевой дух языческих предков…
– Известный факт, что предками современных белорусов, украинцев и русских была целая плеяда различных славянских, да и не только славянских, но и балтских, норманнских, финских племен, объединенных в боевой союз Руси. И самое боевое племя наших языческих предков взяло себе тотемом волка, за что и стало называться лютичами. Лютичей соседние племена именовали волколаками, или волотами, именно за ритуал поклонения волку. «Лютое» имя волка досталось славянам от более древних кельтов. По-кельтски «волк» и будет «лут», или «лют». Многие лингвисты уже обращали внимание на то, что название племени –  лютичи – могло дать знаменитый термин Литва, пример, когда буква «ю» после «л» легко переходит в «и». Название белорусского города Волковыска также говорит о том, что здесь некогда жили лютичи, или волколаки. Волк в народной культуре имеет двойную символику: с одной стороны, он воплощает собой зло и жестокость, а с другой – мужество, победу и заботу о потомстве.

Полифония культур

– Половина репертуара вашего ансамбля – танцы народов мира…
– Беларусь – многонациональная страна. В ней проживает более 140 национальностей. По территории республики проходила черта еврейской оседлости. После войн Великого княжества Литовского с Тевтонским орденом здесь остались жить татары, которых Витовт позвал на помощь в битвах. В Бресте и Гродно много людей, близких к польской культуре. И каждая национальность имеет свое слово в нашей культуре. Так пришла мысль сделать полиэтническую программу «Хоровод друзей», первая часть которой посвящена белорусским танцам, вторая – хореографии других национальностей. Там есть и русский, и польский, и татарский, и еврейский, и даже венесуэльский танцы. Так мы сломали стереотип о том, что в хореографии белорусов – одни только польки.
– Понятно, что это еще и серьезный багаж для гастролей по миру! Куда отправится ансамбль в ближайшее время?
– Едем на месяц в Бразилию. Для нас эта страна уже давно не terra incognita – за семь предыдущих гастрольных поездок у нас там образовалась полумиллионная группа поклонников. Да и встречают нас там очень торжественно: поднимают белорусский «сцяг», играют гимн. Традиционно выступаем на огромных стадионах «Маракана» и «Родео», в больших спортивных муниципальных залах и клубах. Площадки – просторные, минимальная вместимость – 5 тысяч зрителей. Бразилия – спортивная страна, и даже небольшой городок имеет великолепное футбольное поле и огромный спортзал, который при необходимости трансформируется в концертный. Для проведения праздников городские власти выделяют деньги, так что вход на концерт бесплатный. Бразильский средний класс дома практически только ночует – после работы люди собираются в клубах, где есть концертные залы, бассейны, рестораны, парикмахерские, чтобы хорошо провести время. Здесь любят развлечения.
– А как завязываются такие контакты с далекими странами?
– Во многом благодаря личным связям. Друг познакомил меня с бразильским импресарио, главой крупной туристической фирмы. Тот заинтересовался нами, нашел спонсоров, оплативших часть расходов, потому как проект дорогостоящий. И чтобы поездка окупилась, не говоря уж о прибыли, надо очень сильно потрудиться. Тогда, в первый раз, мы не понесли убытков. К тому же для самого предпринимателя престижно было принять коллектив из другой страны, ведь это придало ему общественный и политический вес.
Раньше у Государственного ансамбля танца были серьезные маршруты по всему Советскому Союзу. Постоянно выступали в России, на Украине, в Молдавии... А после распада СССР образовался некий гастрольный вакуум, мы оказались отрезаны друг от друга. Более того,  нынче легче выехать на Запад, чем отправиться в страну-соседку. Рассыпались «Госконцерт» и «Союзконцерт», единственным организующим звеном является, пожалуй, всемирная фестивальная организация ФИДО.
Замечаю, какие сильные ноги у танцовщиков – мышцы буквально играют. Не может быть, что только благодаря занятиям хореографией. Так и есть. Артисты госансамбля танца регулярно подкачивают пресс, мышцы спины. Система обучения в коллективе – классическая. В ансамбле они работают с 18 лет, а в 38, по правилам, должны уйти на пенсию. На гастролях один артист танцует семь-восемь номеров в концерте, каждый из которых по физическим затратам можно сравнить с боксерским раундом. Но в  боксе профессионалы выходят на бой с 12 раундами раз в полгода, а в ансамбле танца нужно выдержать восемь раундов каждый день.

Ирония судьбы

– Нравится ли вам нынешняя молодежь и современный стиль жизни?
– Во все времена пожилые люди ругали молодежь. Сейчас мне тоже многое не нравится в системе ее воспитания. Слишком много стало развлечений. Не учат людей работать. И это беспокоит. Стоило бы больше заботиться о морали нашей молодежи. Целые цивилизации погибли в результате того, что была разрушена мораль. В любом случае, как бы родители ни старались предостеречь своих детей от ошибок, все равно они выберут свой путь. Ошибки – это стимул к прогрессу.
– Какие ошибки в жизни допускали вы?
– Все и не вспомнишь. Одна из основных – у меня были большие способности к математическим наукам, но я их не развивал.
Мне советовали поступать в математическую школу, но по дивной иронии судьбы стал заниматься танцами. Мама увидела объявление о наборе в хореографическое училище. Подумала, что набирают в хор. Вот так – отправили в хор, а я стал танцором! (смеется. – Авт.) По образованию я – чистый классик. Танцевал сольные партии в балете. Коронной была партия Шута в «Лебедином озере». Потом меня это утомило, и я стал педагогом, режиссером, постановщиком…
В нашей родословной нет ни одного человека, который работал бы в сфере искусства. Отец мой был токарем-универсалом, а мама – помощником машиниста. Была маленького роста, а ей уголь нужно было бросать в топку паровоза. А еще до глубокой старости ремонтировала швейные машины. Была в этом деле лучшим мастером в Минске.
– За четверть века работы в ансамбле чем вы гордитесь больше всего?
– Своим коллективом! Какая у меня появилась чудесная молодежь! Дана Фалькович, Ольга Головач... Это действительно восходящие звезды! У нас сформировалась профессиональная труппа из выпускников хореографического колледжа, республиканских училищ искусств, Белорусского госуниверситета культуры и искусств и Государственной консерватории. Наиболее перспективных и талантливых нахожу еще во время их учебы.
– Спасибо за интервью. Редакция «СВ» поздравляет вас с творческим юбилеем и желает вдохновения и успеха в работе.

Марина КУЗЬМИЧ
Фото
Виталия ПИВОВАРЧИКА
и из архива Государственного ансамбля танца Беларуси

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Лукашенко: Экономика – это приоритет приоритетов
  2. В Беларуси стартовал конкурс лучших отечественных товаров на российском рынке
  3. Путин провел совещание с губернатором Тверской области
  4. В МВД рассказали о роли полицейских из Красногорска, помогавших в поимке террористов в «Крокусе»
  5. В Москве проходит международная научно-практическая конференция «Союзное государство в условиях многополярного мира»
  6. Владимир Путин: А мы что делаем? Только защищаем своих людей на наших исторических территориях
  7. В Беларуси скорректирован порядок предоставления и использования спонсорской помощи
  8. Президент России проводит встречу с работниками культуры Тверской области.
  9. Следком: Опознано 84 тела погибших в «Крокусе»
  10. Детский писатель из США стал гражданином России
  11. Семья главаря террористов, напавших на «Крокус», до конца не верила в его вину
  12. Вячеслав Володин предложил поручить Счетной палате проверить тарифообразование в ЖКХ
  13. Главу Республики Адыгея пригласили в Беларусь
  14. Литва призывает ЕК ограничить импорт продуктов питания из Беларуси и России
  15. В Нижнем Новгороде девушку, поблагодарившую террористов, лишили стипендии

Парламентское Собрание

Ольга Германова: Репарации надо выплачивать всему советскому народу

Берлин десятилетиями выделял деньги на соцпособия бывшим «эсэсовцам», но только не ленинградским блокадникам

Политика

Мораторий на смертную казнь для террористов можно законно обойти

Нужно только обратиться к друзьям-белорусам

МНЕНИЯ

А Президент-то – ненастоящий!

Валерий Чумаков

Отказ от Президентских выборов в Незалежней может отразиться политическим кризисом и даже госпереворотом.

Факты – упрямая вещь

Татьяна Вахромеева

Первые данные расследования теракта в «Крокусе» - украинский след уже нашел подтверждение.

Пора отправить в утиль прокисшие обязательства

Олег Зинченко

В Госдуме началось обсуждение отмены моратория на смертную казнь

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также