САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

Танец смерти под Древом жизни

Ожидания публики во второй половине фестиваля обмануты не были. Претенденты на «золото» Канн обнаружились сразу – американец Терренс Малик со своим «Древом жизни» и Ларс фон Триер с «Меланхолией».

Ожидания публики во второй половине фестиваля обмануты не были. Претенденты на «золото» Канн обнаружились сразу – американец Терренс Малик со своим «Древом жизни» и Ларс фон Триер с «Меланхолией».

Хотя открытых восторгов после показа «Древа жизни» в главном кинозале Дворца фестивалей – «Люмьер» критики не выражали, наряду с аплодисментами прозвучало даже вялое каннское «бу-у-у» – возглас неодобрения. Мол, «долгострой», фильм ожидали в конкурсе еще в прошлом году, но режиссер все медлил. Критики вообще восторг выражают крайне редко, а в случае с «Меланхолией» сам фон Триер дал повод на пресс-конференции заострить внимание не на фильме. Только ленивый не написал на сайте своего издания о пронацистских и антисемитских взглядах режиссера, сказавшего, что он понимает Гитлера и очень рад тому, что обнаружил в себе немецкие корни, раньше-то он считал себя евреем.
За высказывание он тут же был объявлен персоной нон-грата и вынужден был уехать из Канн. Скандал с Триером бурно обсуждался в прессе. Не скрою – большинство журналистов сходилось на том, что скандал раздут, а родился он из неосторожных фраз поведшегося на провокацию режиссера, которому смертельно надоели вопросы о «немецких корнях». Вероятно, можно было и «забукать» его, как умеют в Каннах. Фон Триер, как известно, и сам провокатор, с каким удовольствием объявил он журналистам о замысле фильма о противоречиях католицизма и православия, а также пообещал снять Кирстен Данст в порнофильме. Одним словом, веселая была пресс-конференция, похожая на импровизированный спектакль. Даже удивительно, почему никто не вспомнил, что Вагнер, музыка которого звучит в «Меланхолии», любимый композитор Гитлера.
Этим вступлением хотелось бы напомнить о режиссерах, которые ни под каким предлогом не станут отвечать на вопрос «что хотели сказать» своим иным фильмом. Отвечают – «Смотрите кино – там все сказано». И уж совершенно точно не станут откровенничать о «корнях». Терренс Малик, не приехавший за «Золотой пальмовой ветвью», похоже, из этого ряда.
Тем не менее «Меланхолию» из конкурса никто не снял, а Кирстен Данст получила приз за лучшую женскую роль. И если говорить о кино,  то эти два фильма хочется именовать именно картинами, а их создателей  – художниками в буквальном смысле слова. «Меланхолия» стреляет прямо в сердце современного человека, изнемогающего от катастрофичности своего сознания. Взгляните вокруг – почему в массе своей люди столь несчастливы? Да потому, что давно живут в ожидании апокалипсиса. Все вокруг, начиная с Библии, твердит нам о наступлении «последних времен». Ларс фон Триер под музыку Вагнера снял невероятной красоты фильм о том, как это может выглядеть.
Завораживающе красив пролог, только истинный романтик может так показать красоту земли – ее леса, реки, лунные пейзажи, где среди разбросанных кувшинок в подвенечном наряде затаилась невеста с огромным букетом крупных ландышей. Живые картины, «написанные» камерой, сменяют друг друга, предупреждая вас о грядущем несчастье. И вот уже вся эта красота начинает заваливаться на бок, исчезать, заволакиваться дымом, крошиться, как сухая глина, а художник знай листает страницы того, что погибнет вместе с Планетой. Вот и знаменитая картина Брейгеля с силуэтами художников на снегу покрылась пеплом – все великие творения человеческого разума,  тоже погибнут.
…Меланхолией называется планета, которая с угрожающей скоростью надвигается на Землю. И у этого «танца Смерти», как выдает Интернет, нет альтернатив. Поэтому рушится все – расстраивается свадьба главной героини, распадаются родственные связи, люди в ужасе накладывают на себя руки, впадают в депрессию. Апокалипсисов в кино показано немало, но этот пугающе реалистичен. Да еще словоохотливый режиссер «успокаивает»: «Этот фильм не о конце света, а о состоянии духа, которое называется меланхолией. Наша планета разрушается, но к чему переживать, ведь мы все равно умрем». Мне тоже не нравятся высказывания фон Триера, за которые он извинился с той же легкостью, с какой произнес, но если существует в наши времена понятие «шедевр» в отношении кино, то это – «Меланхолия». А что касается пресловутого скандала, великим французским писателем сказано: «Не прикасайтесь к идолам: их позолота остается на пальцах». Кажется, это тот самый случай.
«Древо жизни» Малика контрастирует  с «Меланхолией» по состоянию духа. Как мощное дерево пронзает почву корнями, а кроной тянется в небо, с таким же настроем фильм повествует о жизни семейства в американской глубинке в 50-х годах. Фильм разворачивается в воспоминаниях Джека (Шон Пенн) о своем детстве. Он вспоминает отца, жесткого индивидуалиста (в этой роли блистательный Брэд Питт), научившего сыновей стремиться к жизненному успеху, и бесконечно любящую их нежную мать (Джессика Чэстейн), мальчишеские забавы, откровения отрочества, трагедию с гибелью одного из братьев. Такая простая, понятная жизнь, идущая по вековым правилам, неожиданно взрывается «лирическим отступлением» на тему возникновения Планеты из Хаоса. Экран взрывается вихревыми потоками воздуха, бурлит глубинными океанскими течениями, кипит лавой в недрах Земли, заполняется доисторическими животными. Если фон Триер стоит у последней черты Земли, взрывающейся в финальных кадрах, то Малик – у истоков ее рождения. «Открылась бездна, Звезд полна, Звездам нет счета, Бездне дна», – как будто об этом фильме писал великий русский ученый Михайло Ломоносов. Терренс Малик снимает свой фильм по кантовской формуле жизни, сочетая в одно целое «звездное небо над нами и нравственный закон внутри нас». И эти переходы из стихии рождения Земли в спокойный размеренный быт семьи напоминают, что мы живем не просто в квартире многоэтажного дома или загородном коттедже, а существуем в бесконечном Космосе, наши бесценные жизни словно бы огранены им.
Раздача слонов в целом была ожидаемой и особых возражений не вызвала. Конкурсная программа оказалась пестрой, и на вопрос, позитива или негатива в ней было больше, сразу и не ответишь. Безусловно, приза за гуманизм и глубокую человечность оказались достойны три фильма –  «Мальчик на велосипеде» братьев Дарденн (Бельгия, Гран-при), «Гавр» Аки Каурисмяки (Финляндия, приз ФИПРЕССИ) и «Полис» Майвенн Ле Беско (Франция, спецприз жюри). Создатели этих лент осмысливают, насколько общество готово к тому, чтобы защитить детей, брошенных на произвол судьбы. Эти ленты пронизаны глубоко гуманистичной толстовской мыслью о том, что если люди плохие, объединившись, представляют собой огромную силу, то людям хорошим следует сделать то же самое. Именно по этой формуле действуют жители бедных кварталов в «Гавре», спасая темнокожего мальчика от депортации. Они объединяются и становятся такой силой, которая заставляет присоединиться к ним и офицера полиции. О везении бельгийского «мальчика на велосипеде» газета уже писала, Гран-при с братьями Дарденн разделил Нури Билге Джейлан (Турция) за картину «Однажды в Анатолии».
Приз за лучшую режиссуру получил Николас Виндинг Рефн («Драйв», Дания), а за лучший сценарий – Джозеф Седар («Примечание», Израиль). За лучшую мужскую роль, к всеобщему удовольствию фестивальной публики, награжден Жан Дюжарден («Артист» Мишеля Хазанавичюса, Франция). Получая приз, актер встал на колени перед жюри и Катрин Денев.
Но фильмов, исследующих темные стороны человеческой натуры, на каннских экранах, как всегда, было немало. Ужасной оказалась судьба 10-летнего мальчика из фильма «Микаэль» Маркуса Шляйнцера, помощника знаменитого австрийца Михаэля Ханеке – ребенок оказался жертвой 35-летнего педофила, который полгода держал его в плену. Дебютанта хвалили за убедительность исследования психологии преступника, но, судя по  высказыванию режиссера о том, что «не всех педофилов следует считать чудовищами», читай – некоторым из них надо сочувствовать, с нравственным законом внутри у автора явные нелады.
В фильме «Елена» Андрея Звягинцева (спецприз жюри), которым закрывалась программа «Особый взгляд», режиссер исследует проблему нравственной состоятельности героини Надежды Маркиной. Пожалуй, Елена и в страшном сне не могла представить, что ради денег сможет лишить жизни человека, с которым ее связывает 10-летняя близость. А вот смогла, когда состоятельный, интеллигентный муж, не жалеющий денег для своей дочери, прожигающей жизнь, отказал ей в просьбе отмазать внука-оболтуса от армии. И бывшая медсестра легко решает проблему, тем более что муж еще не оправился от инсульта. Дележка денег между «твоими-моими» детьми в подобных ситуациях становится все более актуальной проблемой. «Доверяй, но проверяй, живи, да оглядывайся, после 40-50 – никакой любви» – как жить по таким формулам? Задуматься есть над чем. Фильм Звягинцева появился в программе в последний момент, и, подводя итоги, Эмир Кустурица, председатель жюри «Особого взгляда», дал понять, что картина могла составить серьезную конкуренцию и в основном конкурсе. «Елену» горячо приняли, съемочной группе на закрытии устроили овацию. В «Особом взгляде» показали еще и «Охотника» Бакура Бакурадзе, привозившего в Канны осыпанного наградами «Шультеса». Режиссер продолжает разрабатывать свою тему, размышляя о том, насколько мы все, люди,  взаимозависимы в этом мире. Никто из нас не знает, в какую секунду, в какой момент произойдет то или иное событие или состоится встреча, которые изменят нас. А это самое интересное в жизни человека, утверждает Бакур Бакурадзе.
В Российском павильоне состоялась презентация 33-го Московского международного фестиваля, на котором в этом году организуют выставку Moscow Industry Showcase. В ней  примут участие киностудии, фирмы по обслуживанию кинопроцесса, видные представители киноиндустрии всего мира.
С этого года на Каннский фестиваль будут приглашать в качестве почетных гостей разные страны. Положить начало новой традиции выпало Египту. В честь этого события был показан сборный фильм из короткометражек 10 египетских режиссеров – «18 дней».
На Каннском фестивале принято чествовать любимцев. В этот раз «Золотую пальмовую ветвь» вручили одному из самых любимых актеров мировой публики  – Жану-Полю Бельмондо, что тронуло его, по признанию, «до глубины души». Удивило, правда, одно – на фестивале ни разу не вспомнили ушедшую не так давно великую французскую актрису Анни Жирардо…
На закрытии показали фильм Кристофа Оноре «Les Bien-aimes» – с Катрин Денев, Кьярой Мастроянни, Людивин Санье и Милошем Форманом. «Когда еще мне представится возможность сыграть мужа Катрин Денев», – сказал знаменитый создатель фильма «Пролетая над гнездом кукушки». О чем фильм? Конечно, о любви. Точнее, о том, как умеют любить французы.

Нина КАТАЕВА,
наш спецкор
Канны, Франция – Москва

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Александр Лукашенко об участии в выборах президента: Я пойду, если люди решат, что должен идти
  2. Украинцы устроили митинг у паспортного сервиса в Варшаве из-за невыдачи документов
  3. Беглов рассказал о расположении терминала ВСМ в Петербурге
  4. Россия и Украина впервые провели очные переговоры по передаче детей
  5. Россиянам напомнили о льготах при поступлении в вузы в 2024 году
  6. Кабмин поддержал поправки к УК РФ о наказании за диверсионные преступления
  7. Лукашенко выдвинули кандидатом на пост председателя ВНС
  8. Путин удивился малому количеству обработанных заявок на выплату пострадавшим от паводков
  9. Лукашенко: У нашей Родины кроме нас никого нет
  10. Лукашенко: Мы сделали все, чтобы вырос авторитет защитника Отечества
  11. Лукашенко про полет белоруски в космос: это успех интеллектуально развитой нации
  12. Лукашенко отметил успехи в промышленности
  13. Лукашенко: Белорусы все больше могут себе позволить
  14. Лукашенко о доходах населения: на счетах белорусов хранится почти Br30 млрд., или по $1 тысяче на каждого
  15. Лукашенко высоко оценил доступность медуслуг для населения в стране

Парламентское Собрание

Джабаров напомнил Шольцу об истории Германии после слов о Канте

Ранее канцлер Германии возмутился, что Путин часто цитирует немецкого философа

Политика

В Беларуси начало работу Всебелорусское Народное Собрание

Первым выступил Александр Лукашенко

МНЕНИЯ

У собачки боли, у кошечки боли, а у наших детей – не надо

Татьяна Вахромеева

В столичном парке замечены школьники с ушками и хвостами, завывающие и прыгающие на четырех лапах.

«Чуть не лопнули барабанные перепонки»

Юлия Новицкая

Я как-то уже рассказывала о том, что на полет экипажа Василия Циблиева и Александра Лазуткина выпало рекордное количество нештатных ситуаций

Поза на пьедестале имеет значение

Геннадий Давыдько

Цена участия в Олимпиаде слишком высока

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также