СНВ-3: Снова Не Выйдет
Приостановление нашего участия в Договоре отрезвило американцев
СПЛОШНОЙ МУХЛЕЖ
Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений уже давно трещал по швам. Поэтому его приостановка Россией хоть и стала сенсацией, но была, пожалуй, делом времени.
Это в 2010-м, когда его заключали, казалось, что страны вступили на путь «перезагрузки» отношений, расширения партнерства, экономических связей, который в итоге мог бы привести к отказу от взаимных угроз. На самом деле США, особенно в последние годы, пытались использовать договор, чтобы приостановить развитие перспективных вооружений у нас. В Штатах серьезно озабочены этим вопросом, поскольку потеряли заветное преимущество. Мы их опережаем в технологиях, в частности, за счет гиперзвуковых ракет.
Поэтому янки с завидным упорством водили Россию за нос. Например, не позволяли нашим инспекторам как следует проверять ядерные ракеты на атомных подлодках. Мол, и частичного осмотра достаточно. Затем отказывали в инспекции ядерных объектов, которые были заявлены. Мухлевали с количеством пусковых установок и шахт, переводя их в разряд «учебных».
СОМНИТЕЛЬНЫЙ ПАРИТЕТ
А после того, как продлили СНВ-3 в 2021-м, США ни разу не пустили нас к себе с ядерной инспекцией. Зато свои поездки с проверкой использовали в разведывательных целях. Дальше - больше: ядерные бомбы воздушного базирования (порядка двухсот штук) американцы хранят у нас фактически под носом - на территории Бельгии, Италии, Нидерландов, Турции, Германии. И вишенка на торте: в Договоре не учитывают ядерные запасы Великобритании и Франции, о чем заявил в своем выступлении и Владимир Путин. А их у американских союзников немало (подробнее - в таблице). О каком паритете тут можно говорить? Получается уже явный «перевес» со стороны Запада, учитывая, на кого нацелены британские и французские ракеты. Планировалось, что Лондон и Париж со временем присоединятся к СНВ-3, но этот вопрос висел в воздухе.
К тому же система ПРО так и оставалась за скобками Договора. Этим и пользовались США, устанавливая ракеты все ближе к российским границам. А такие установки легко можно переоборудовать в обычные баллистические ракеты с подлетным временем к России в считаные минуты. Поэтому-то президент США Джо Байден, вступив в должность главы государства, очень гордился, что пролонгировал СНВ-3.
С началом спецоперации янки совсем распоясались: помогают ВСУ атаковать наши ядерные объекты, как это было с ударом «Стрижа» по аэродрому российской дальней авиации в Энгельсе. А сами хотят прийти и увидеть наши новейшие разработки - ну не наглость?
Так что винить Россию в таком развитии событий просто глупо. Тем более что речь идет пока только о приостановлении, а не о выходе из Договора. Решение обратимо, главное, чтобы у Вашингтона была политическая воля к диалогу. Мы делаем все для стратегической безопасности нашей страны.
Учитывая, что сейчас Россия опережает в своих технологиях США в области СНВ, сохранить договор выгоднее им, чем нам.
ХРОНИКА РАЗОРУЖЕНИЯ
БРО, ПОСЛУШАЙ О ПРО
У нашего сотрудничества с Вашингтоном долгая и непростая история
Первые соглашения между США и тогда еще СССР об ограничении ядерного арсенала заключили в 1972 году - это ОСВ-1 и по ПРО, который позволял каждой стране иметь не больше одного района радиусом 150 километров, в котором могли развернуть максимум сотню пусковых неподвижных противоракетных установок.
В 1979 году под договор ОСВ-2 СССР и США договорились ограничить стратегические вооружения до 2250 носителей ядерного оружия с каждой стороны.
В продолжение мирного сотрудничества в 1987 году заключили договор о ликвидации как класса ракет малой и средней дальности - радиусом действия от пятисот до 5,5 тысячи километров. К июню 1991 года его выполнили. Тогда же, буквально за несколько дней до августовских событий, страны заключили договор СНВ-1, чтобы ограничить на семь лет смертоносные арсеналы до шести тысяч боезарядов.
Но гораздо раньше этого срока, уже через два года, Москве и Вашингтону удалось договориться в рамках СНВ-2 о предельной численности боезарядов - 3,5 тысячи единиц.
В 2002 году США в одностороннем порядке вышли из договора о противоракетной обороне (второй части - о системах глобального ядерного сдерживания), в ответ на это Россия вышла из СНВ-2. Но уже в 2010-м Дмитрий Медведев и Барак Обама подписали «третью версию».
Она предусматривала примерное равенство ядерных потенциалов - не больше 1550 с каждой стороны и не больше восьмисот развернутых и неразвернутых носителей ядерного оружия. Документ вступил в силу в феврале 2011-го - на 10 лет. В 2021-м президент Владимир Путин подписал закон о его продлении еще на пять лет - до 5 февраля 2026 года. Пролонгировал его и Джо Байден.
ДЕЛАЙТЕ ВЫВОДЫ
Андрей Красов, заместитель председателя Комиссии ПС по безопасности и обороне:
- Россия не позволит использовать международные договоренности в ущерб своим государственным интересам.
США вышли в одностороннем порядке из договора о ПРО, создали множество угроз на границе с Россией, разожгли конфликты для своего глобального доминирования по всему миру.
Все это снизило уровень доверия к этой стране и сделало окончательно ясной истину, что американцы вместе с НАТО не способны к диалогу и конструктивному взаимодействию.
В этих условиях СНВ-3 - это прямая угроза национальной безопасности. Договор направлен на сокращение объемов ядерных арсеналов, но сегодня, по сути дела, это одностороннее разоружение России перед лицом военной угрозы со стороны альянса.
Структуры НАТО позволяли США обходить ограничения, которые накладывает договор. Россия отказывается участвовать в таких обманных договоренностях, и мы вынуждены принять меры, чтобы обеспечить национальную безопасность.
Возобновление его действия будет иметь смысл, только если снова появятся условия для его симметричного и равноправного выполнения обеими сторонами.
Леонид Калашников, заместитель Председателя Комиссии ПС по международным делам, миграционной политике и связям с соотечественниками:
- Ядерный щит (который чуть было не уничтожили) нас сегодня оберегает. Но его нужно совершенствовать. На всех последних саммитах представители Запада говорят, что их задача - уничтожить Россию. Значит, наша задача, как сказал президент, не дать этого сделать. Могу сказать, что самая большая ущербность договора была в контроле. Вторая сторона нам мешала: они не выходили только из тех договоренностей, которые позволяли им смотреть, что есть у нас.
Я давно предлагал выйти из СНВ-3. И я рад сейчас! Не потому, что я такой милитарист. Теперь пусть они думают, где у нас будут ходить ядерные поезда. Больше ничего не будут знать!
Леонид Слуцкий, член Комиссии ПС по международным делам, миграционной политике и связям с соотечественниками:
- Приостановка - не угроза безопасности, это скорее важный сигнал коллективному Западу. Ядерные державы не проигрывают войны. И это важно понимать нашим западным некогда партнерам…
Шаг, о котором объявил президент, реально своевременный, на него можно было пойти несколько месяцев назад, учитывая, насколько больше стало агрессивной риторики из Вашингтона.