САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Общество

Школу перепишут «набело»

Белорусская школа вспоминает советский опыт и отказывается от разделения на профили, 12-летнего обучения и гимназических классов. С сентября дети будут учиться по единой для всех одиннадцатилетней программе. Ожидается, что глава государства придаст этому решению законную силу, подписав декрет «О некоторых вопросах общего среднего образования» в ближайшие недели.

Белорусская школа вспоминает советский опыт и отказывается от разделения на профили, 12-летнего обучения и гимназических классов. С сентября дети будут учиться по единой для всех одиннадцатилетней программе. Ожидается, что глава государства придаст этому решению законную силу, подписав декрет «О некоторых вопросах общего среднего образования» в ближайшие недели. Нас всех учили понемногу
Инициатором пересмотра постулатов идущей в Беларуси уже 10 лет школьной реформы стал первый заместитель главы Администрации Президента Беларуси, академик Анатолий Рубинов.
По его мнению, реформа породила неразбериху в учебных планах и переполох в головах родителей, а также подготовила почву для расцвета репетиторства. Сегодня в Беларуси никто не знает наверняка, каким должен быть объем знаний выпускника, потому что один молодой человек оканчивал обычную школу, второй учился в профильном классе, третий – в гимназическом, четвертый выбрал школу с уклоном… В общем, чтобы ребенок после школы поступил в избранный вуз, родители стараются с младых ногтей определить его в учебное заведение посерьезнее. А сами школы словно состязаются друг с другом, стремясь ответить на запросы самых требовательных родителей. Состояние здоровья ребенка в этой гонке за баллами и знаниями отходит на второй план. Поэтому в гимназии, лицейские и профильные классы как-то незаметно вернулась шестидневка. 60 процентов белорусских школ вели в минувшем году уроки по субботам, хотя формально у школьников – пятидневная учебная неделя!
– Между тем в советские времена учеными становились не выпускники элитных столичных спецшкол, а провинциалы, жители отдаленных регионов, – говорит Анатолий Рубинов. – Потому что для ученого важен не багаж знаний, а фантазия и творческое начало. То есть качества, которые развиваются, когда у ребенка есть время играть, бегать по улицам, читать сказки, рисовать солнце и строить замки из песка.
С академиком Рубиновым трудно спорить, по крайней мере, в одном: на старших курсах вузов никто не отличит бывшего столичного гимназиста от выпускника малокомплектной деревенской школы. Профессионализм и успешность человека во взрослой жизни не определяются количеством изученных на углубленном уровне предметов. Они зависят от наличия или отсутствия у него творческого начала, ради развития которого, собственно, и затевалась десять лет назад школьная реформа. Ведь она ставила своей целью личностно ориентированное обучение. Какая дорога бывает выстлана благими намерениями – другой разговор.
Слова Анатолия Рубинова первыми услышали те, кому они были нужнее всего, – уставшие волноваться за конкурентоспособность и здоровье детей родители. В социологических опросах они дружно высказались за сокращение количества школьных лет и решительный возврат к пятидневке, высвобождение школьной программы от «второстепенных» предметов и дублирующих друг друга тем.
Государственные мужи идею возврата к 11-летке тоже одобрили: сокращение трудоспособного возраста граждан на год при 12-летке выливается в колоссальные убытки. Правда, разговоры о необходимости увеличить пенсионный возраст после этого не утихли.

Не выплеснуть бы ребенка!
Каждый нормальный родитель хочет, чтобы его дитя училось поменьше, отдыхало побольше, но при этом без проблем поступило в вуз на международные отношения и со временем защитило докторскую.
Поэтому в других странах мира нет практики обсуждать реформы образования с широкими слоями населения. Народу просто доводят до сведения решения специалистов. Беларусь пошла своим путем.
Дискуссия вокруг школьных нововведений обрела особую остроту, когда в нее включились учителя. Практики отстаивали свое право довести начатое до конца и просили отложить решение о судьбе школы на два года. Когда пройдут первые массовые выпуски 12-летки, можно будет оценить результат реформы воочию.
Учителя так и не согласились с отменой профильного обучения на старшей школьной ступени. Специалисты, в отличие от родителей, знают, что профильное обучение – здоровьесберегающая технология, потому что избавляет ученика от необходимости зубрить не нужные лично ему предметы. Самый яркий пример преимуществ профильного обучения – Лицей БГУ, воспитанники которого неизменно представляют Беларусь на международных предметных олимпиадах. В лицее пятидневка, старшеклассники не перегружены занятиями, но 99,9 процента выпускников поступают в вузы.
Другое дело, что соблюсти принцип социальной справедливости на старшей ступени при профильном обучении невозможно. Представьте себе деревенскую школу, в которой всего 8 старшеклассников. Двое из них выбирают физико-математический профиль, двое – гуманитарный, один – химико-биологический… Ну и как им организовать изучение профильных предметов на углубленном уровне?!
– Школа должна учить по единой программе, – рассказал о своем видении социальной справедливости Анатолий Рубинов. – Все, что ранее составляло профильный компонент, будет изучаться на добровольной основе. Кружки и факультативы будут работать во второй половине дня, а для старшеклассников – еще и по субботам. Для школьников они будут бесплатными. А вот учителям эти часы будут оплачиваться так же, как основные.

Сертификаты попали в «десятку»
Десятибалльная система оценивания и централизованные испытания для абитуриентов оказались самыми бесспорными из нововведений последних лет.
Судьбу централизованного тестирования решали вузы: каждый из них ответил на вопрос, как повлияли централизованные испытания на уровень абитуриентов. Университеты и академии сошлись во мнении, что качество первокурсников скорее улучшилось, чем ухудшилось. А отбор стал более прозрачным, спокойным и справедливым. К десятибалльной системе ученики, родители и педагоги просто привыкли: по их мнению, она ничем не хуже и не лучше пятибалльной.
Судя по почте Министерства образования, Администрации Президента и ведущих газет, педагоги обеспокоены не судьбой ЦТ, а пересмотром школьной программы. Один из последних разработанных Министерством образования вариантов предполагает сокращение количества уроков истории (и полное исчезновение истории Беларуси!), пения, исчезновение предметов «Отечественная и мировая художественная культура» и «Основы безопасности жизнедеятельности», сокращение с трех до двух количества уроков физкультуры в неделю...
О количестве учителей, которые нынешним летом ищут себе новую работу, пока ничего не известно. Но такие точно есть: по иронии судьбы, вторая специальность, которую получали в вузах учителя ОиМХК, – пение или изобразительное искусство. То есть именно те, изучение которых тоже сокращается.
Точку в обсуждении самых спорных моментов на очередном совещании по школьным вопросам поставил глава государства:
– Школа перейдет на одиннадцатилетку, не дожидаясь окончания эксперимента с двенадцатилетним образованием, то есть уже с 1 сентября 2008 года. Чиновники уверяют, что десятиклассники, которые обучаются по программе 12-летки, «при поддержке учителей смогут получить полноценное образование и подготовиться к поступлению за год вместо предполагаемых двух».
– Школы по-прежнему смогут организовывать дополнительное изучение предметов естественно-математической, гуманитарной, обществоведческой, экологической, эстетической, спортивной и иной направленности, а также обеспечить профессиональную подготовку на базе учебно-производственных комбинатов. Однако это будет делаться в форме факультативных занятий. Министерство образования, по словам президента страны, вправе предусмотреть систему аттестации учащихся и включать в документы об образовании сведения о количестве добровольно освоенных на углубленном уровне предметов.
– Лицеи и гимназии останутся, а вот лицейские и гимназические классы будут ликвидированы. Статус гимназий и лицеев имеют всего 9 процентов школ, но 45 процентов школ ввели лицейские и гимназические классы. Во избежание возобновления «телефонного права» контроль набора в лицеи и гимназии будет такой же строгий, как и приема в вузы.
– Мы создаем справедливую, предоставляющую своим ученикам равные возможности, простую и понятную систему общего среднего образования, – считает Анатолий Рубинов.
По его мнению, на этот раз школу «перепишут» набело.

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Глава КГБ Беларуси: Оппозиция планирует кибератаки на БелАЭС
  2. Госдеп США: Ракеты ATACMS были переданы Украине по прямому указанию Байдена
  3. Лукашенко считает ошибочным вывод стратегического ядерного оружия из Беларуси после распада СССР
  4. Глава ВС Великобритании объяснил, на что будет направлена новая военная помощь Украине
  5. Слуцкий: 25 апреля особый день в жизни каждого из нас – день рождения Владимира Жириновского
  6. Лукашенко заявил, что в Беларуси не будет мобилизации
  7. Лукашенко: продолжается вербовка радикально настроенных белорусских граждан
  8. Хренин: Глобальное противостояние между Западом и Востоком перешло в «горячую фазу»
  9. Лукашенко рассказал о непубличной части Концепции национальной безопасности
  10. В МИД РФ заявили, что Россия ударит по ядерным объектам НАТО в Польше при их появлении
  11. Лукашенко назвал еще одного соперника США
  12. Лукашенко: Запад рассматривает Восточную Европу как потенциальный театр военных действий
  13. Лукашенко раскрыл планы «беглых» и предупредил: разговор с ними будет не длинным
  14. Более 3,1 тыс. наемников принимают участие в спецоперации на стороне Украины
  15. В Госдуме предложили запретить продажу алкоголя на майские праздники

Парламентское Собрание

Гайдукевич: Первое ВНС стало фундаментом для тех лет

По мнению парламентария, без референдума и Всебелорусского народного собрания, в стране была бы война

Политика

В Беларуси начало работу Всебелорусское Народное Собрание

Первым выступил Александр Лукашенко

МНЕНИЯ

У собачки боли, у кошечки боли, а у наших детей – не надо

Татьяна Вахромеева

В столичном парке замечены школьники с ушками и хвостами, завывающие и прыгающие на четырех лапах.

«Чуть не лопнули барабанные перепонки»

Юлия Новицкая

Я как-то уже рассказывала о том, что на полет экипажа Василия Циблиева и Александра Лазуткина выпало рекордное количество нештатных ситуаций

Поза на пьедестале имеет значение

Геннадий Давыдько

Цена участия в Олимпиаде слишком высока

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также