САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Общество

[54] Дом Турбиных

Бессмысленно отрицать – все, что связано с именем Мастера, имеет мистический оттенок. Вот и Литературно-мемориальный музей Михаила Афанасьевича Булгакова в Киеве имеет массу свидетельств на этот счет.
О том, что надпись «Дом Турбиных» или «Дом Булгаковых» на двухэтажном особняке по адресу: Андреевский спуск, 13 ежедневно появлялась вновь, как бы усердно ее не стирали по указанию тогдашних властей, не раз появлялись сообщения в российской прессе. Но феноменален сам факт рождения в мае 1989 года музея в честь «Белой гвардии». Теперь писать можно и без кавычек: Дом Турбиных - это второе название музея, открывали который уже представители администрации.
Создавался музей на излете Советской власти, и на еженедельных оперативках в Подольском райкоме партии рапорты о том, что сделано по реставрации дома № 13 по Андреевскому спуску, отдавались партийному секретарю Ивану Николаевичу Салий. «Знаете, как выглядело открытие музея? – вспоминает Валентина Бондаренко, в прошлом экскурсовод по булгаковским местам в Киеве. – Стоял замечательный майский день – с ясным небом. Митинг, слава Богу, был коротким, и вдруг слышим – что-то грохочет. Оглядываемся – над самой горой стоит туча. Чистое небо и – одна туча. Только объявили об открытии музея, и вдруг - бабах! – все так и засмеялись: небо отмечает открытие музея Булгакова…»
И, конечно, никогда такой музей не появился бы в Киеве, если бы у его истоков не стояли истинные булгаковцы – Анатолий Петрович Кончаковский, впоследствии ставший директором, и Кира Николаевна Питоева-Лидер, автор уникальной экспозиции, совместившей в себе разные миры: реального мира семьи Булгаковых и вымышленного – Турбиных.
Для этого в доме будущего «мистического» писателя был активно использован белый цвет – «королевский», как говорит К.Питоева, эмоционально очень сильный, впускающий в себя все другие цвета. Потому-то среди реальных предметов воссозданной обстановки встречаются вещи, сделанные из гипса. Чаще всего это предметы, которых не достает в экспозиции, и существуют они только в воображении сотрудников музея и посетителей. Этакие «лакуны», «паузы в тексте», дающие возможность отстраниться от конкретики и помечтать. «Но случается и такое, - говорит Кира Николаевна, - что гипсовый экспонат заменяем реальным. Так случилось с часами, которые висели в столовой, когда отыскались подлинные, булгаковские, мы установили их на месте гипсовых.
Праздники возвращения вещей в доме Турбиных случаются часто, и это неудивительно - в роли главного «поисковика» выступает всегда сам А.Кончаковский. Так, его усилиями весной этого года сюда вернулся диванчик. С возвращением вещей связаны, конечно, огромные хлопоты, но порой директору и пальцем шевелить не нужно – ценные поступления, наподобие того, которое пришло недавно от племянницы первой жены Булгакова Т. Кисельгоф из Харькова, сами «находят» музей писателя. И это результат той огромной поисковой работы, которую проводил Кончаковский задолго до открытия музея.
В его бесценном пакете оказался уникальный архив фотографий, которые будут выставлены в январе будущего года, в Татьянин день в экспозиции Дома, где бывала юная Тася Лаппа, первая жена Михаила Афанасьевича. А из Москвы поступил фотоархив, который дает посетителям наглядное представление о летнем времяпрепровождении семьи Булгаковых на даче в Буче.
За двенадцать лет до открытия музея Анатолий Петрович Кончаковский, несмотря на козни булгаковедов-конкурентов, свел тесное знакомство с Татьяной Николаевной Кисельгоф, жившей в Туапсе, и до самой ее кончины навещал ее, переписывался, помогал, чем мог. Результатом переписки стала книга «Кавказские письма» («Кий», 2001 г.). Кроме того, Кончаковский - автор книги «Легенды Дома Турбиных», в которой рассказывает о своих встречах с Татьяной Николаевной Кисельгоф, Ириной Леонидовной Карум, племянницей Михаила Афанасьевича, Инной Васильевной Кончаковской, дочерью хозяина дома по Андреевскому спуску, 13 - Василисы в романе «Белая гвардия»…
Каждого, думается, заинтересует очерк, в котором автор рассказывает, как на пару с таким же энтузиастом разыскивал трюмо из булгаковского дома, и – разыскали-таки - в сарае одной из дач. Даже съемный резной фронтон уцелел. И теперь отреставрированное трюмо украшает гостиную «Дома Турбиных» на Андреевском спуске.
И таких «поисковиков» среди киевлян-булгаковцев немало – Валентина Бондаренко, в прошлом экскурсовод, рассказала, как в одном доме среди старой мебели обнаружилось пианино булгаковских времен, с которым хозяин не знал что делать. Разумеется, его тут же выкупили, отреставрировали и «поселили» в музее.
Все эти находки мне показала старший научный сотрудник Людмила Губианури, и это дало возможность лишний раз убедиться в правоте Сергея Боброва, который пишет в послесловии к книге Кончаковского «Кавказские письма», что вещи и воспоминания «оживают на глазах в блистательном спектакле по мотивам Романа и действительных событий киевского жития Булгаковых. Язык не повернется назвать это действие – экскурсией. В этом славном месте не бывает посетителей и экскурсантов. Есть гости!».
Согласимся с этим утверждением и пойдем вместе с Людмилой Викторовной по семи комнатам, каждая из которых описана в «Белой гвардии».
В гостиной задерживаемся дольше всего. Стол, кресло, трюмо, пианино и – множество фотографий. Освещение сумеречное, холодно-сиреневатое – именно таким зимним вечером начинают развиваться события в романе «Белая гвардия», и «белый мир» Белого города от комнаты к комнате будет словно отогреваться, контуры реальной жизни зримо проступят, вы услышите веселые глосса Варвары Михайловны, Афанасия
Ивановича и десяти детей, верховодил которыми пятнадцатилетний Михаил.
Воображать звуки булгаковского дома нет необходимости – под гостями скрипит тот самый паркет, пианино, - в семье все музицировали, - издает глубокий и полный звук. На пианино раскрыты ноты «Фауста» - оперы, которую Михаил Булгаков прослушал не менее сорока пяти раз – даже билеты сохранились! Обращая внимание гостей на это, экскурсовод дает понять, что внимательному посетителю каждый экспонат расскажет, как формировался внутренний мир будущего писателя.
Вот трехлетний Михаил, впервые обряженный в длинные штаны и крахмальную рубашку, лихо закинул ногу за ногу, - не здесь ли найдем истоки псевдонима «Крахмальная манишка»? Кроме того, в ногах у будущего автора «Мастера и Маргариты» на рождественском фото видим традиционный украинский вертеп – с царем Иродом и прочими персонажами. Дачные фотографии рассказывают о зарождении карьеры Булгакова-драматурга, режиссера, артиста – столько самодеятельных спектаклей было сыграно на бучанских подмостках.
«Мы из колокольных дворян», - говорил о себе М.Булгаков, и на фото увидите двух его дедов - священников, бабушку, фамилия которой – Турбина – перешла в роман. И услышите мало кому известное признание Мастера в том, что если мать послужила ему «стимулом для «Белой гвардии», то образ отца – «опорная точка» его романа . Тема эта – в какой степени писатель стал духовным наследником своего отца, профессора Киевской духовной академии, специалиста по западным вероисповеданиям, остается открытой для будущих исследователей. Ближайшим окружением семьи были известные ученые – богословы, священники, слава которых выходила за пределы Киева.
Духовником семьи был отец Александр Глаголев, выведенный Булгаковым на страницах «Белой гвардии». Об отце Александре говорили, что он «излучал любовь», потому-то к нему шли за советом люди разных вероисповеданий. Судьба его, как нетрудно предположить, оказалась трагической – арест, допросы, гибель на одном из них. После всего этого, он был канонизирован.
Это отец Александр венчал юных Михаила Булгакова и Татьяну Лаппа, не смотря на сомнения Варвары Михайловны, и это его взгляд на Киев как на нерукотворный город-рай, словно с небес спустившийся, на холмы, стал определяющим в описаниях «Белой гвардии». Булгаков величает Киев словом «Город», воплощая этим определением суть современного понятия - «сакральная география».
Оказывается, в Киеве на Владимирской горке была сооружена сорокаметровая Голгофа, и киевский рельеф в сочетании с живописью позволяют посетителям музея представить последний путь Иисуса Христа. «Надо ли говорить, - спрашивает экскурсовод, - что это была единственная Голгофа, которую Булгаков видел глазами? Будучи абсолютно «невыездным», он, конечно, не был в Святой земле, но впечатления от фресок «Софии», росписей Владимирского собора, храмов Лавры и составили тот «видеоряд», который вскоре так пригодился Михаилу Булгакову при написании «Мастера и Маргариты».
Экскурсовод еще раз обращает внимание на белый цвет предметов в экспозиции: «Мы можем сказать, что это цвет украинских зим или весеннего киевского цветения, в которое словно бы «перевоплощается» снег, - но несомненно и то, что это еще и цвет Апокалипсиса, когда «легендарные времена оборвались, и внезапно и грозно наступила история. Этот цвет вызывает тревогу, и я знаю, что многие неуютно чувствуют себя в этом доме, который был свидетелем почти двух десятков переворотов».
Из гостиной заходим в кабинет доктора Булгакова-Турбина, видим его инструмент, очки, книги, справочник, и все предметы кажутся такими обыкновенными, прозаическими, как это всегда бывает в музеях.
В комнате Елены, прообразом которой в семье считали Варвару Афанасьевну, светловолосую и светлоглазую, как все Булгаковы, музыкальную и удивительно щедрую душевно, нам играет музыкальная шкатулка. И едва смолкают хрустальные звуки, Людмила Викторовна напоминает, что Булгаков часто декларировал то, что он писатель «мистический», а в письме к Станиславскому для верности даже приписал: «Ученик Гоголя».
И говорит экскурсовод, что в «Белой гвардии» именно в этой комнате происходит событие, выходящее за рамки рационального познания мира. Это чудо моления Елены о спасении жизни брата Алексея перед иконой Богородицы. И мы смотрим на подлинную икону, перед которой, убрав ковер с пола, опустилась на колени в романе Елена. «Умоли, Пречистая, умоли Сына Твоего, - шептали ее уста, - умоли Господа Бога послать чудо…», и чем дальше, помним, и пронзительнее она молилась, тем отчетливее осознавала, что икона реагирует – осветлился лик, разомкнулись уста, и появился Иисус Христос… Елена поняла, что брат будет жить».
В комнату Михаила Булгакова (Николки в романе. – Н.К.) попадаем через шкаф и …сквозь стену. «Раздвинем границы пространства по примеру писателя, - предлагает экскурсовод и открывает дверцу шкафа, поясняя, что имелись различия в оформлении этой комнаты у Булгаковых, и – в романе – у Турбиных.
Мы видим стол перед окном, и Людмила Викторовна взмахом руки указывает, где, по мнению киевлян, располагаются Лысые Горы, на которые летали герои еще киевских сочинений Булгакова. Над столом фотографии Булгакова-гимназиста – знаменитую Первую киевскую гимназию Михаил Афанасьевич опишет в «Белой гвардии», а когда в 1936 году МХАТ приедет в Киев с гастролями, он пригласит артистов в альма-матер и разыграет в подлинных декорациях сцену на лестнице.
Здесь же фото с Еленой Сергеевной – Маргаритой его жизни - на Владимирской горке, снимок с лирической подписью «Это зелень моей родины» писатель отправил брату в Париж. Здесь же потрет «Миши-англичанина», о котором одна из сестер говорила: «Я знала, что брат не просто любит элегантно одеваться, он человек, мечтающий о путешествиях».
На столе – символ писателей всех времен – лампа под зеленым абажуром. При свете такой лампы работал отец Булгакова, при свете такой лампы, купленной уже в Москве, писал сам Михаил свой первый роман. О Николке в комнате напоминает угловое окно с секретом - в зеркальном отображении виден николкин тайник - коробку с пистолетами, которую младший Турбин прятал от обысков.
В книжной, где Турбины поселили кузена из Житомира Лариосика, на самом деле, жили мальчики Булгаковы. Только в мечтах Михаил мог жить в царстве пяти книжных шкафов. Но мечту свою он реализовал в Москве. В одном из писем матери из столицы Михаил писал: «У меня идея фикс – в три года возродить норму - одежда, квартира, пища».
И вся его жизнь в Москве, подтверждают экскурсоводы, эта обещанная норма – он всегда будет предельно элегантен, поначалу эпатируя своим аристократическим обликом окружающих советских граждан. У него всегда будет уютное жилище, и он создаст прекрасную библиотеку в 4 тысячи томов. Но сам как писатель при жизни окажется мало известен – отдельные повести, рассказы, фельетоны будут появляться до его телефонного разговора со Сталиным, во время которого была заключена своеобразная сделка: работа во МХАТе, но ни строчки в печати.
Зато Булгакову полной мерой будет отпущена слава драматурга, которая дорогого будет ему стоить – травля собратьев по цеху примет такие формы, что здоровье его не выдержит. В 1940 году Булгаков умрет от тяжелой болезни почек. Рядом с ним неотлучно будет находиться Елена Сергеевна. Рядом с ним будет сестра Елена.
До последних дней он будет беспокоиться о своем романе «Мастер и Маргарита». Не раз будет просить сжечь рукописи. Елена Сергеевна «сделает вид», но роман сохранит, а на рубеже 1967-68 годов напечатает.
«Именно тогда, - уверяет научный сотрудник Людмила Губианури, - можно было говорить о музее, так получилось, что Киев «успел». Еще немного, и мы упустили бы этот дом по той причине, что Андреевский спуск никогда не был престижной улицей, он просто соединял бедный Подол с богатым Печерском. И вот на наших глазах все изменилось, на этой улице не подступишься ни к одному клочку земли, ни к одному зданию. Вышло так, что мы делали музей с постскриптумом - «Продолжение смотрите в Москве».
Но москвичи, увы, «не успели», и дом на Большой Садовой потерян. Собираются делать музей на Большой Пироговской, но там сохранен лишь фундамент, и это, к сожалению, совсем другая история».
...В столовой Бугаковых все сразу узнают кремовые шторы и изразцовую печь, о которой Булгаков писал: «Берегите очаг, славьте очаг… Печь грела и растила Турбиных…». Но вначале она «грела и растила» самого Булгакова, и это в булгаковском дружном семействе было принято писать и серьезные, и шутливые фразы на изразцах. Мы видим их, полустертые, и сегодня, и это так удивительно, что щемит сердце, и к горлу подкатывает ком. К Пасхе в столовой всегда накрывают стол - точь-в-точь такой, как на фотографии, которая сохранилась с давних времен, и целую неделю он радует всех приходящих в этот дом.
…Экскурсовод просит всех встать полукругом и выключает свет. Что это? В стене открывается новое пространство, мы видим звездное небо, перед взором нашим мелькает некто, так здорово смутивший однажды москвичей на Патриарших прудах.
«В этой комнате Алексей Турбин видел вещие сны, - говорит Людмила Викторовна, - таким даром обладал сам Булгаков и щедро одаривал им своих героев. Еву в пьесе «Адам и Ева», Маргариту, персонажей «Бега»… Именно в этой комнате после моления сестры Алексей приходит в себя. Помните, «воскресший» Алексей Турбин входит в комнату, и на голове у него черного шелка шапочка, которую любил носить сам Булгаков? А уж как знак мастерства мы встречаем ее на голове у Мастера, вот почему и воссоздаем в этой комнате пространственное Зазеркалье с присущими ему чертами реального и нереального, сакрального и демонического, здешнего и потустороннего. Помнили мы и о том, что для Булгакова было очень важно то, что называется «мистической оптикой Гофмана». Поднимите глаза, и вы увидите, что в финале вашей прогулки «Белая гвардия» и «Мастер и Маргарита» объединены звездным небом, которое Булгаков называл «занавесом Бога»…
Мы смотрим вверх и видим звездное небо, смотреть на которое призывал читателей «Белой гвардии» автор. И среди звезд так призывно мерцает астероид, названный в честь Михаила Булгакова…

Нина Катаева
Киев – Москва

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Путин извинился перед жителями Харбина за жесткие меры безопасности из-за его визита
  2. Премьеру Словакии Роберту Фицо удалили мёртвые ткани
  3. Слуцкий: Свобода слова на Западе превратилась в миф
  4. В украинском Каневе нескольким депутатам раздали повестки прямо на сессии горсовета
  5. В ЕК заявили, что запрет на вещание четырех российских СМИ будет действовать до конца СВО
  6. Джабаров: Личная охрана Роберта Фицо могла быть в сговоре с нападавшим
  7. МО РФ: Российские военные за неделю освободили 12 населенных пунктов в Харьковской области
  8. В аэропорту Минеральных Вод произошел пожар
  9. Российским журналистам запретили использовать символику страны на Олимпиаде в Париже
  10. Минсельхоз: из-за аномальных заморозков погибли тысячи гектаров посевов
  11. Путин оставил слово за Макроном по войскам НАТО в Киеве: Я же не французский президент!
  12. WP: Starlink ВСУ вышли из строя в день наступления России под Харьковом
  13. Путин: правовая система Украины должна ответить на вопрос о легитимности Зеленского
  14. С дуба рухнули: Путин высказался о попытках Киева поставить России условия по урегулированию конфликта
  15. Путин призвал избавиться от лени и заниматься спортом "каждый божий день"

Политика

Владимир Путин: Китай, и Россия – это важные составляющие современной цивилизации

Стенограмма ответов Президента России на вопросы журналистов

МНЕНИЯ

Футбол строго режима

Павел Родионов

Украинцы буду играть под усиленным конвоем

Для кого мы транслируем спортивные праздники наших врагов?

Олег Зинченко

России запретили выход на международный лёд, а мы трусливо показываем Чемпионат мира по хоккею

Битва, которую нельзя проиграть

Татьяна Вахромеева

Россия вместе с Китаем борются за общие интересы

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также