САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Общество

«Ампутация» Дальнего Востока

Из 100 млрд рублей, которые Президент в своем Послании к Федеральному Собранию предложил дополнительно израсходовать на эти цели, 20 млрд Министерством транспорта предполагается потратить на ремонт улиц в 59 областных и краевых центрах с населением менее 1 миллиона человек, еще 20 млрд – на завершение строительства мостов, начатых еще в советское время.
А основная часть этих средств – 60 млрд рублей – будет вложена в реконструкцию федеральной трассы «Дон» – главного «курортного пути» к Черному морю в обход Украины. Трасса будет превращена в скоростной 4-8-полосный автобан европейского уровня с разделительными барьерами и вертолетными площадками вдоль трассы – для вывоза разбившихся «горячих голов».
Конечно, иметь такую трассу неплохо – особенно в свете огромного «олимпийского» строительства в районе Большого Сочи. Однако те ли приоритеты расставляет правительство? Ведь, скажем, финансирование строительства автодорог, в которых особенно нуждается восточносибирско-дальневосточный регион, в бюджете РФ 2008 года сокращено примерно на треть.
К чему это ведет?
Вот мнение губернатора Хабаровского края Виктора Ишаева: «Сегодня Дальний Восток, в том числе Хабаровский край, практически вытеснены из единого экономического пространства России. Если раньше 75% выпускаемой продукции Дальний Восток поставлял на внутренний рынок всей страны, то сегодня – только 10%, и эта доля снижается. Пожалуй, главная здесь причина – сверхвысокие транспортные тарифы, которые в советский период субсидировались государством. Поэтому сегодня мы в большей степени «развернуты», особенно в сырьевых поставках, в Азиатско-Тихоокеанский регион. Электроэнергия у нас дороже в 2 раза, тепло – в 2,2 раза, чем в среднем по РФ. Плюс чрезмерно высокие транспортные издержки, в сочетании с закрытием или «неразвитием» многих перерабатывающих отраслей ввиду отсутствия спроса в «остальной» России и зарубежье. Поэтому люди в буквальном смысле бегут из края: за последние 10 лет Дальний Восток и Забайкалье потеряли в целом 1 млн 250 тыс. человек – более 12% совокупной численности жителей этих регионов. Одновременно в тех же пропорциях растет там численность оседлых «соседних» иностранцев. Пока нет причин полагать, что такие тенденции изменятся».
Это касается не только автомобильных дорог, но и железнодорожного, трубопроводного транспорта, авиации. БАМ и Транссиб все больше ориентируются на скоростной транзит между Европой и Юго-Восточной Азией, что же касается авиационного транспорта, то его проблемы в современной России и без того хорошо известны, только за Байкалом они стоят на порядок острее и безнадежнее.
Который год идут дискуссии вокруг строительства экспортного нефтепровода Восточная Сибирь – Тихий океан (Ангарск – Находка). Если точнее, то спорят в основном по его трассе – «заходить» ли ей в Китай (Маньчжурию) или нет. Это при том, что в столь обширном регионе только 3 нефтеперерабатывающих завода, работающих, подчеркнем, на местном сырье. Зато нефтепродукты в Восточную Сибирь, и особенно на Дальний Восток, часто приходится завозить из соседних стран, причем большинство этих продуктов изготовлено из восточносибирской и дальневосточной нефти. Нет в восточносибирско-дальневосточном регионе ни одного сквозного нефтепровода, газопровода, как нет там нефтепродуктопроводной сети. Хотя спрос на топливное сырье и продукты его переработки в этом регионе остается максимальным в РФ. Зато, повторим, дорабатываются проекты экспорта – главным образом нефтяного и газового сырья – в страны Юго-Восточной Азии из Якутии, Иркутской, Сахалинской областей, Хабаровского края. Однако от данных экспортных поставок вряд ли что-то перепадет российским регионам, по территории которых они будут осуществляться: на эти цели ресурсов «может не хватить».
Кстати, в Скандинавии, Северной Америке, Австралии, Китае, ЮАР, Индии. Аргентине, Чили и многих других «протяженных» странах государство прямо или косвенно дотирует транспортное строительство, транспортные тарифы, прежде всего в сообщениях с отдаленными регионами. И, например, железнодорожные перевозки из Калифорнии на Аляску или через всю Австралию зачастую оказываются по цене сопоставимы с поездками на меньшие в несколько раз расстояния. Зато темпы экономического роста Аляски и отдаленных регионов Австралии стабильно выше, чем средние по США и той же Австралии. А доля государственных и государственно-частных капиталовложений в экономике отдаленных регионов США, Австралии и Китая ныне достигает 55-65% в общем объеме капиталовложений в этих регионах. В российских же Восточной Сибири и на Дальнем Востоке этот показатель едва достигает 25%.
По оценкам Минпромэнерго, Минрегионразвития России (2007 г.), в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке сосредоточено почти 35% совокупных промышленных запасов нефти и газа в РФ, 70% – гидроэнергетического потенциала, около 65% – руд цветных и черных металлов, почти 60% – лесного, до 40% – химического, примерно 65% – морского биосырья. Уровень же промышленной освоенности этих видов сырья в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке едва превышает 20%. А вот по темпам роста сырьевого экспорта, в том числе нелегального, эти регионы с конца 1980-х – общероссийские лидеры. Так, до 75% ежегодно добываемых на Дальнем Востоке морских биоресурсов и около 60% – лесного сырья перерабатывается в КНР, Японии, на Тайване и даже в Монголии с Северной Кореей.
Между тем, согласно данным организаций ООН по промышленному развитию, по торговле и развитию и Экономической комиссии ООН для Азиатско-Тихоокеанского региона (2006-2007 гг.), за счет поставок российских сырья и полуфабрикатов из соседних регионов РФ на 35-40% обеспечены высокие темпы промышленного и промышленно-экспортного роста в приграничной с РФ Маньчжурии. Китайское же государство, в отличие от современного российского, традиционно оказывает прямую и косвенную поддержку проектам развития науко- и техноемких отраслей не только в Маньчжурии, но и в других отдаленных регионах КНР, которые по темпам экономического роста лидируют в Китае.
Аналитик Цзилунского (Тайвань) центра восточноазиатских и тихоокеанских исследований Люн Вэй недавно высказал автору такое мнение: «Похоже, российские власти рассматривают и соседние дальневосточные страны с точки зрения их снабжения ресурсами российского Дальнего Востока, особенно энергетическими. Ибо почти все региональные проекты нацелены на сырьевой экспорт. Недостаточно учитывается общеэкономическая, в том числе энергетическая, специфика многих дальневосточных стран, давно обеспеченных долгосрочными нефтегазовыми и т.п. концессиями в Юго-Восточной Азии и на островах Тихого океана, стимулирующих импортозамещение и в энергоресурсах. А эффектные действия, внушающие РФ заинтересованность в закупках российского дальневосточного энергосырья, лишь усиливают сырьевой характер не только экономики российского Дальнего Востока, но и экономической политики российского руководства в этом регионе».
Жесткие, но очень похожие на правду слова…

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Парламентарии рассмотрят вопросы формирования и развития общего научного и образовательного пространства Союзного государства
  2. Путин: Россия и Китай — это важные составляющие современной цивилизации
  3. Парламентское Собрание проведет семинар по вопросам повышения эффективности управления собственностью Союзного государства
  4. Путин: Планов по взятию Харькова пока нет
  5. Песков: Планов по усилению безопасности Путина нет
  6. Союзные депутаты в Минске обсудят развитие транспортного сообщения между Россией и Беларусью
  7. В России запретят пищевые добавки и ароматизаторы для вейпов
  8. В Харбине представят российско-китайские дроны-бабочки
  9. Александр Лукашенко совместно с Ильхамом Алиевым посещают возрождаемые территории Азербайджана
  10. В понедельник медкомиссия примет решение о переводе Роберта Фицо из города Банска-Бистрица в Братиславу
  11. СМИ: Страны Запада планируют убедить Зеленского согласиться на переговоры
  12. Путин осмотрел экспозицию российско-китайского ЭКСПО
  13. Над территорией России за ночь уничтожили 102 беспилотника
  14. В Союзном государстве появится новая «чернобыльская» программа
  15. Путин возложил венок к памятнику советским воинам в Харбине

Парламентское Собрание

Наталья Никонорова: Сейчас ДНР - одна большая стройка

Беларусь активно помогает новым регионам России - от поставок техники и медикаментов до организации отдыха детей.

Политика

Полный состав нового Правительства России

Изменения в Кабмине прошли после инаугурации президента Владимира Путина

МНЕНИЯ

Футбол строго режима

Павел Родионов

Украинцы буду играть под усиленным конвоем

Для кого мы транслируем спортивные праздники наших врагов?

Олег Зинченко

России запретили выход на международный лёд, а мы трусливо показываем Чемпионат мира по хоккею

Битва, которую нельзя проиграть

Татьяна Вахромеева

Россия вместе с Китаем борются за общие интересы

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также