Сетевое СМИ Парламентского Собрания Союза Беларуси и России
В воссозданной резиденции царя Алексея Михайловича в Коломенском бывали многие, но мало кто знает, что великолепная резьба оригинала - дело рук соседей. Фото: Марина Волосевич/ kpmedia.ru
КАК ЖАР ГОРЯ
- Кажется, наши народы всегда были рядом. Но ведь у всего есть точка отсчета. Когда началось наше родство?
- Еще в XIV веке. C белорусских земель, входивших тогда в состав Великого княжества Литовского, стали наведываться в Москву купцы. Везли ткани, гончарные изделия, зерно. За ними понемногу потянулись крестьяне, горожане, служивые люди, ремесленники, духовенство. Большинство их селилось в Мещанской слободе.
- Той, что одна из древнейших в Москве?
- Ее основали специально для выходцев из Беларуси. Откуда такая забота? Российское государство было заинтересовано в высококлассных гончарах, резчиках, портных, оружейниках, золотых дел мастерах, печатниках... Своих не хватало. Именно поэтому в 1671 году специальным царским указом переселенцам отдали территорию за Земляным валом между нынешним проспектом Мира и Самотечной улицей, над рекой Неглинной. Да и само название Мещанской слободы происходит от белорусского слова, означающего «город».
- Что такого чудесного могли сделать эти ремесленники, чего не было на Руси?
- В первую очередь они славились великолепной резьбой по дереву. Белорусские умельцы принесли новую технику - флемскую резьбу. Благодаря ей вырезанные деревянные желобки и перекаты были похожи на полыхающий огонь, их покрывали сусальным золотом. Потому-то резьба и стала называться флемской, от немецкого слова flamme - «пламя».
Вся резьба дворца Алексея Михайловича, не так давно воссозданного в Коломенском, - дело рук белорусов. Кстати, царю настолько понравилась работа, что, кроме обычного жалования, он одарил каждого мастера дорогим сукном.
- Работы белорусских умельцев можно увидеть и сегодня?
- Легко! Резчики работали, например, над иконостасом Смоленского собора Новодевичьего монастыря, над резными дверями холодного храма в Иверском монастыре, над Воскресенским собором Новоиерусалимского монастыря на Истре, Покровским храмом с пряничными куполами в Измайлове. Кстати, изменилась с приходом белорусов и традиционная технология изготовления изразцов. Раньше они были красные, одноцветные. Но с приходом новых мастеров сменяются поливными многоцветными. Это так называемая майолика.
НАСТАВНИК ДЛЯ ЦАРЕВИЧА
- Какие еще профессии выходцев из Синеокой уважали в то время?
- Интересен факт, что белорусская прислуга ценилась на уровне европейской. Ведь они, как правило, знали быт и культуру западных стран, владели языками. Их часто брали на работу в Немецкой слободе. Тем более, что правила запрещали иноверцам нанимать в услужение православных, а вот белорусов - было можно.
- Они не были православными?
- Переселенцев из тех земель вроде бы и считали православными, но православность их ставилась под сомнение. Им приходилось проходить особый обряд, церемонию вхождения в веру, когда они приезжали в Москву.
А еще многие белорусы прекрасно знали грамоту. Поставить подпись в документе тогда было не так просто. Существовали четкие сложные формулировки. Следовало писать: «К сему документу руку приложил...» и так далее. Это вам не крестик поставить. А мы фиксируем многочисленные подписи, сделанные жителями слободы. Там и школа своя была, с 1684 года ее содержал некий Яков Яковлев.
НА ГЛАВНЫХ РОЛЯХ
- «Звездные» имена белорусов тех времен мы знаем?
- Безусловно, это Симеон Полоцкий. Один из первых белорусских и русских поэтов. Драматург, богослов, переводчик. Родился в 1628 году. Он не просто приехал, его пригласили в Москву. Царь Полоцкого чрезвычайно привечал. Даже сделал наставником для наследников престола. Симеон был учителем у Федора Алексеевича, благодаря чему тот прекрасно владел языками - знал латынь и польский, да и стихи писал. Полоцкий познакомил Москву и с драматическим искусством, сочинив в духе средневековых мистерий три пьесы.
- В допетровской Руси был театр?
- И играли там именно белорусы. Театр, вещь по дедовским понятиям невиданная и даже еретическая, вдруг становится возможным. Появляется он в 1672 году при царском дворе Алексея Михайловича. Православным играть в театре запрещалось. Церковь считала его «игрой бесовской». А вот белорусам - опять зеленый свет. 26 «робят» - дети жителей Мещанской слободы и подьячих - составили костяк первой в России придворной труппы. Ставили в основном религиозные драмы. К сожалению, жили актеры крайне тяжело. Многие писали челобитные, мол, с голоду помираем. Но именно благодаря этим документам сегодня мы знаем их имена.
Оксана Солопова (на фото - справа) родилась в 1971 году в Белгороде. Окончила исторический факультет МГУ имени Ломоносова и юридический факультет Высшего института управления. Доцент кафедры истории стран ближнего зарубежья исторического факультета МГУ, руководитель лаборатории истории диаспор, кандидат исторических наук. Председатель региональной национальной культурной автономии «Белорусы Москвы». Удостоена медали Франциска Скорины - государственной награды Республики Беларусь.