Всех белорусов, которые работают на Череповецком заводе, обеспечивают жильем и страховкой. Фото: Михаил Фролов/ kpmedia.ru
СОСТАВИМ КОНКУРЕНЦИЮ ИМПОРТУ
На открытие новой линии приехали и гости из министерств промышленности двух стран. Мужчины в галстуках важно прогуливались среди мощных агрегатов и с любопытством рассматривали новенькие машины.
- Буквально три года назад все экскаваторы-погрузчики в Россию привозили из-за рубежа. Наконец мы наладили свое производство. Доля импорта пока велика - около девяноста процентов. Но первый шаг сделан. При такой железной хватке мы сможем довести долю российских экскаваторов-погрузчиков до восьмидесяти процентов, - считает
Евгений Корчевой, директор Департамента сельскохозяйственного, пищевого и строительно-дорожного машиностроения Министерства промышленности и торговли России. - Больше половины всех тракторов, производимых в Беларуси, продаются на российском рынке. России надо увеличивать экспортную долю компонентов в республику.
- В лучшие годы промышленный товарооборот между Беларусью и Вологодской областью достигал трехсот миллионов долларов. Из Вологодчины поставляли литье и различные металлы. Сейчас объемы уменьшились вдвое. Тому виной кризис и курс рубля к доллару, - объясняет
Александр Огородников, заместитель министра промышленности Беларуси.
Любой белорусский трактор на шестьдесят процентов сделан из российских комплектующих. Более 150 предприятий России завозят запчасти для минских конвейеров.
БАЛАНС ЦЕНЫ И КАЧЕСТВА
Тракторы - не единственный проект российско-белорусской кооперации. Ситуация такова: большинство транспортных перевозок между Северо-Западом России и Беларусью обслуживают компании с импортным автопарком - Scania или Volvo. Почему бы не перевозить грузы на надежных и современных «МАЗах»? Всерьез взялись за решение проблемы.
- Создаем транспортно-логистическую компанию, которая будет укомплектована тягачами «МАЗ». Пробная партия из десяти машин доказала свою работоспособность. Минские грузовики не уступают по цене-качеству импортной технике, - говорит гендиректор ЧЛМЗ Владимир Боглаев.
ДОСЛОВНО
Алексей Кубрин, заместитель Государственного секретаря Союзного государства:
- Не так много у нас проектов в области машиностроения и высоких технологий с практической направленностью. Это один из крупнейших. Сегодня ЧЛМЗ производит около 1,7 тысячи тракторов - почти треть всех выпускаемых в России. С вводом новой линии погрузчиков-экскаваторов ЧЛМЗ-310 теперь есть все технологические возможности, чтобы собирать три-четыре тысячи машин в год.
ЛУЧШИЕ ДРУЗЬЯ ДЕВУШЕК - КРУЖЕВА
Первая кружевная мастерская в Вологде появилась в начале XIX века в селе Ковырино. И до сих пор мастерицы кудесничают над уникальными вологодскими узорами.
Откуда богатая помещица Засецкая из Ковырина прознала про дивный промысел - загадка. Но именно она задала моду на кружева среди знатных особ. Простые крестьянки могли только мечтать об узорных вытачках. Позже появятся станки, и кружева подешевеют. Хотя и сегодня вологодские изделия ручной работы нельзя сравнить по замысловатости орнаментов и красоте с фабричными. Стоят дорого и придают хозяйке особый статус.
ПЛЕТЕМ КАЖДЫЙ ДЕНЬ С ЛАДОШКУ
Рабочее место современной кружевницы в вологодской мастерской «Снежинка» напоминает уютный уголок тургеневской барышни. В светлой комнате мастерица в домашних тапочках сидит у окна. Рядом с ней на пяльцах установлена цилиндрическая подушка с заготовкой - картонкой с рисунком и набитыми булавками. Девушка лет двадцати, держа в руках коклюшки (специальные крючки), делает из белых ниток мулине овальную насновку - один из лепестков будущего цветка.
- Плету переднюю часть жилета. За день продвигаюсь на ладошку. Дело кропотливое. Неусидчивые долго здесь не выдержат, - рассказывает самая молодая мастерица
Елизавета Зайцева. Полгода назад она окончила Губернаторский колледж народных промыслов в Вологде. - Первое время болели руки, сейчас привыкла плести по восемь часов в день. Советами помогают старшие. Для себя наряд пока не успела сплести.
В местных деревнях есть старая традиция. На новоселье первым делом в дом пускали петуха. Закукарекал - весело заживет семья. Затем - кошку. Побежала усатая в красный угол - хозяйничать будет жена, к печи - муж. Фото: Михаил Фролов/ kpmedia.ru
ПРОДАМ «ЖИГУЛИ», КУПЛЮ ПЛАТЬЕ
Кроме стандартных воротников, манжет и салфеток, девушки под заказ сплетут болеро, юбки и даже свадебные платья. Удовольствие недешевое. Так, солнечный кружевной зонтик, как у барышень в XIX веке, стоит больше ста тысяч рублей.
- Однажды к нам приехала заказчица - попросила венчальное платье. Для церемонии во Франции. Хотела именно кружевное, уникальное и неповторимое. Она решила продать свою машину «Жигули», чтобы оплатить нашу работу, - рассказывает Мария Агапова, генеральный директор фабрики «Снежинка». - На примерке, увидев наряд с очень элегантным лифом, невеста расплакалась. Потом прислала фотографии - жених и гости были под большим впечатлением.
Самый крупный заказ, который делали мастерицы «Снежинки», выполнялся шесть месяцев. Сто рукодельниц изо дня в день трудились над кружевом. В итоге получилось очень масштабное изделие. Что это была за вещь и для кого предназначалась, директор оставляет в секрете. Личные дела заказчиков - не для печати.
Сегодня купить подлинные вологодские узоры непросто. Ручная работа стоит как настоящая драгоценность. Фото: Татьяна Мысова
МИЛЫЙ, НЕ ЗАБУДЬ МАНЖЕТЫ!
Вологодское производство «Снежинка» уникально тем, что здесь могут плести вещи нестандартных объемов. Поэтому за настоящими кружевами едут на север. Даже иностранцы. В Европе они в пять раз дороже.
Иногда в магазин захаживают и представители сильного пола. Не за подарками для своих дам, а за кружевными галстуками или манжетами.
- В Беларусь вологодские кружева не поставляем, если только разово. Но работаем с продукцией Оршанского льнокомбината, - продолжает Мария Агапова. - Брали бы ее еще больше, но так как работаем с посредниками, цены завышены. Одежный лен очень высокого качества - только в Беларуси.
Вместо золотого кольца - серебряное ожерелье
Губернатор Вологодской области Олег Кувшинников - о развитии региона.
- Первым делом - инвестиции. В середине октября в Вологде мы заложили камень крупнейшей фабрики по производству детского питания Nestle. Объем инвестиций - два миллиарда рублей. Это уже второй этап строительства фабрики. После ввода вологодский филиал будет самым крупным не только в России, но и в странах СНГ.
Второе направление - укрепление машиностроения. Государство вкладывает огромные деньги в лесопромышленный и сельскохозяйственный комплекс, а значит, понадобится много техники для работы. Поэтому связи с Беларусью - это наш приоритет. За четыре года провели огромную работу по локализации тракторной техники на базе ЧЛМЗ. В планах - совместный экспорт тягачей за пределы РФ.
Почему мы вообще этим занимаемся? Десять лет назад восемьдесят процентов вологодского бюджета формировало одно предприятие - «Северсталь». Поддерживать малый и средний бизнес не было нужды. В 2008-м после финансового кризиса экономика крупных предприятий рухнула. Бюджет области сократился в четыре раза. Единственным выходом стало развитие лесопромышленного кластера и бизнес-кооперации. И вот за семь лет объемы закупаемых товаров предприятиями области в других регионах снизились в шесть раз. Научились делать свое.
У нас есть много брендов помимо вологодского масла, кружева, Деда Мороза в Великом Устюге. Например, делаем черную икру. Шестьдесят процентов легального производства - в Вологде. Держим первое место в стране по выпуску сборных деревянных домов. Недавно создали единый бренд для туристов и инвесторов «Вологда - душа русского севера» с узнаваемым символом - кружевным голубем мира. Презентовали его на экономическом форуме в Сочи.
Разработали туристический проект «Серебряное ожерелье России». Аналог Золотого кольца охватывает весь Северо-Западный округ РФ, объединяя сотни маршрутов. По привлечению туристов работает больше ста компаний, подписался даже крупный туроператор Unitravel. Ежегодно Вологодчину посещают около двух миллионов человек. Всегда рады белорусам.
Думаем о прямом рейсе Череповец - Минск по мере укрепления кооперации с белорусами. Вот пример: три года назад в Москву и Петербург было всего три-четыре рейса в неделю, а сейчас ежедневно по три. Приезжающих из Беларуси с каждым годом все больше, не исключено, что будем летать без пересадок.