САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Общество

Автор Евгений БЕЛЯКОВ

По Минскому шоссе с ветерком: Без светофоров, с экодуками, но за деньги

Трассу реконструируют, сделают более широкой и оставят для шоферов бесплатный дублер

Фото: Иван Вислов/ kpmedia.ru

В следующем году на дороге, соединяющей Москву и Минск, произведут масштабные работы по обновлению. На трассе М-1 «Беларусь» собираются возводить десятки развязок и строить платные участки. В госкомпании «Автодор» сейчас ищут инвесторов, готовых вложить деньги в развитие в обмен на часть будущих доходов. Проектом уже интересуется несколько крупных европейских компаний. Что конкретно сделают на трассе? Во сколько обойдется реконструкция? И как в конце концов это изменит жизнь россиян и белорусов, пользующихся этой дорогой? Корреспондент «СВ» выяснил все детали внушительного проекта.

ТРЕТЬ ИНВЕСТИЦИЙ - ОТ БИЗНЕСА

Минское шоссе (так обычно называют трассу М-1 «Беларусь») и сейчас - одно из самых современных в России. Доехать из Москвы до столицы братской республики в среднем ритме можно всего за семь часов. Но вскоре время в дороге может еще сократиться, а вот стоимость проезда - увеличиться. Это произойдет после того, как на трассе появятся еще два платных участка.

Один уже работает несколько лет. 18,5 километра скоростной магистрали построили, чтобы можно было объехать пробки подмосковного города Одинцово. Проезд там стоит от 100 до 960 рублей (в зависимости от времени суток и габаритов машины). Теперь же в «Автодоре» планируют сделать на трассе еще два подобных отрезка: с 33-го по 84-й километр и с 84-го по 132-й. Первый собираются сдать в 2020 году, а второй - после 2021 года, но тут пока без точных сроков.

- Общий объем затрат по проекту реконструкции первого участка должен составить примерно 58 миллиардов рублей, - пояснили в «Автодоре». - Но почти треть этой суммы - внебюджетные инвестиции от частных компаний. Проектом уже интересуются как европейские, так и азиатские корпорации. Более конкретно о партнерах можно будет говорить только после официального объявления конкурса на участие в проекте.

По второму участку актуальных расчетов пока нет. Его начнут проектировать чуть позже. Как рассказали в «Автодоре», в планах - введение платного проезда и на остальной части трассы - после 133-го километра. Но тут о каких-либо конкретных шагах пока даже не заикаются. Ясно одно - и это прекрасная новость для экономных водителей - у всех платных участков будет бесплатный альтернативный проезд. Этого требуют российские законы.

По Минскому шоссе с ветерком: Без светофоров, с экодуками, но за деньги

РАЗВЯЖУТ ШЕСТНАДЦАТЬ УЗЛОВ

Строительство первого 50-километрового участка начнут уже в следующем году. До Московского малого кольца (А107) машины и сейчас летят. Там есть по четыре полосы в оба направления, и никакой реконструкции не требуется. А вот дальше возникают заторы, потому что дорога, словно бутылочное горлышко, сужается до двух полос.

Как планируют в «Автодоре», платный участок до 84-го километра расширят до трех полос, установят барьерное ограждение и повысят разрешенную скорость до 110 км/час. Это значительно уменьшит пробки.

- Движение по всем платным участкам будет абсолютно бессветофорным. Для этого в ближайшие годы перестроим шестнадцать узлов. Сделаем развязки и многоуровневые пешеходные переходы. Например, в районе Кубинки, где находится парк «Патриот», - пояснили представители «Автодора». - Реконструкцию будем проводить по частям, чтобы избежать массовых заторов.

Как считают в госкомпании, популярность Минского направления у автомобилистов будет только расти. К 2021 году транспортный поток должен увеличиться почти в два раза, с нынешних тридцати тысяч машин в сутки до пятидесяти тысяч. К таким изменениям нужно быть готовыми. Причем введение платы за проезд - это лишь последний этап. До этого необходимо максимально подготовить всю необходимую инфраструктуру.

- Мы впервые делаем все заранее, - заявил Сергей Кельбах. - Когда отношения с Европой наладятся, мы уже будем готовы к наплыву грузового и туристического потока. Построить прямолинейное полотно совсем несложно - сложнее создать развязки, что мы и будем делать.

КСТАТИ

Протяженность платных участков на всех федеральных дорогах сейчас составляет семьсот километров. Их львиная доля приходится на трассу М-4 «Дон». Это самая загруженная в последние годы дорога страны. Кроме того, платные участки есть на трассе М-1 Москва - Минск, на трассе М-3 Москва - Киев и на автомобильной скоростной дороге М-11 Москва - Санкт-Петербург.



БАРЬЕРОВ НЕ БУДЕТ

Платная дорогая сейчас ассоциируется со шлагбаумами. Остановился - отдал деньги - поехал дальше. Такая система задерживает поток машин и снижает среднюю скорость на трассе. Да, можно воспользоваться транспондером (специальное приспособление, которое крепится на лобовом стекле и позволяет проезжать пункт оплаты без остановки - деньги списываются со счета водителя). Их уже приобрели около миллиона человек. Но для тех, кто пользуется трассой пару раз в год, покупать этот агрегат нет никакого смысла. Даже несмотря на скидку, которую можно получить при проезде. Поэтому в «Автодоре» планируют сделать специальное мобильное приложение, которое станет заменой транспондеру.

Еще один важный аспект - цена. Точных данных о том, сколько будет стоить проезд, пока нет. Это будет зависеть от затрат и условий, на которых заключат соглашение с частным инвестором.

- Факторов много: тарифы, организация системы оплаты, альтернативные маршруты и другие, - заявили в «Автодоре». - По предварительным расчетам, стоимость проезда по двум платным участкам (учитывая обход Одинцово) составит для легковушек около четырехсот рублей.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Олег Скворцов, президент Ассоциации дорожных научно-исследо-вательских организаций «РОДОС»:


- Платную дорогу нужно строить за частные деньги, а не за бюджетные. Сколько себя помню, эту дорогу постоянно реконструировали. Необходимость ее развивать у меня сомнений не вызывает. А вот коммерческая составляющая выглядит сомнительной. В любой стране мира платные дороги делают для того, чтобы сэкономить бюджетные деньги. Пришел инвестор и сам все сделал. А у нас такое ощущение, что мы их делаем, чтобы просто сделать платными. Большую долю денег все равно вкладывает государство. С нашими процентными ставками вложения будут отбиваться очень долго. В Европе при ставках в 1 - 2 процента годовых срок окупаемости составляет десять лет, а у нас - лет пятьдесят.



БЕЛОРУССКИЙ ОПЫТ

При проектировании новой трассы активно использовали белорусский опыт. Автомагистраль от границы России и Беларуси до Минска в отличном состоянии. Да и стоимость проезда невелика. Плюс есть нововведения, которые в российских реалиях пока не применялись.

В частности, строительство экодуков. В Смоленской области время от времени происходят ДТП с участием диких животных, перебегающих дорогу. Чтобы сохранить популяцию и водителей обезопасить, здесь построят несколько больших мостов над трассой. На них будет расти трава и деревья.
Установят эти чудо-сооружения именно в тех местах, где проходят пути миграции крупных животных.

И наконец еще одно нововведение - площадка для отдыха автокемперов. Она рассчитана на пятьдесят домов на колесах и появится в пятнадцати километрах от Смоленска (ближе к Москве). Машину там можно будет подключить к электричеству и канализации. Проект - пилотный. Его «Автодор» реализует вместе с Ростуризмом и Ассоциацией караванеров России. В будущем подобные площадки могут появиться на трассе М-4 «Дон» и дороге, ведущей в Казань.

СПРАВКА «СВ»

Трасса М-1 «Беларусь» - часть Европейского второго транспортного коридора. Она идет от Москвы до границы с Беларусью. На территории РФ проходит по Московской и Смоленской областям. Протяженность автомагистрали - 450 километров.



СКАЗАНО

«Внебюджетные инвестиции будут играть в этих проектах главную роль. Выражаясь проще, правительство сказало, что дорога нам нужна, планы у нас грандиозные, а качество оказания услуг и безопасности находится на невысоком уровне, ищите средства. Мы пересмотрели финансовую модель, актуализировали трафик, предложили рынку, и он отреагировал вполне благосклонно. Заинтересовались даже западно-европейские партнеры, которые сейчас изучают проектную документацию».


Глава ГК «Автодор» Сергей Кельбах.


ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Следователи установили связь между террористами из «Крокуса» и Украины
  2. В Беларуси сократят количество базовых 10 классов
  3. Овечкин поддержал восьмилетнего мальчика Илью, попавшего под машину террористов
  4. Тысячу бюджетных мест выделят вузы Беларуси для россиян, сдавших ЕГЭ
  5. Военные РФ уничтожили бойцов ВСУ ударом по Харькову
  6. Хинштейн анонсировал поправки в законах после теракта в «Крокусе»
  7. В Беларуси задержан мужчина, собиравшийся воевать на стороне Украины
  8. NYT: США могли передать России не все данные о готовящимся теракте
  9. Беларусь надеется на объективность ЮНЕСКО при оценке польского забора в Беловежской пуще
  10. Канадский клуб НХЛ «Калгари Флэймз» опубликовал карту России с Крымом
  11. Фигурант дела о теракте в «Крокусе» обжаловал свой арест
  12. Россия планирует закупить в Беларуси авиакомплектующих на 1 млрд рублей
  13. Александр Лукашенко: Санкции санкциями. Вроде, мы справляемся, все ничего
  14. Путин провел телефонный разговор с президентом ЮАР
  15. Кузнецова: Киевский режим активно вербует несовершеннолетних и рассылает сообщения с угрозами

Политика

Мораторий на смертную казнь для террористов можно законно обойти

Нужно только обратиться к друзьям-белорусам

МНЕНИЯ

А Президент-то – ненастоящий!

Валерий Чумаков

Отказ от Президентских выборов в Незалежней может отразиться политическим кризисом и даже госпереворотом.

Факты – упрямая вещь

Татьяна Вахромеева

Первые данные расследования теракта в «Крокусе» - украинский след уже нашел подтверждение.

Пора отправить в утиль прокисшие обязательства

Олег Зинченко

В Госдуме началось обсуждение отмены моратория на смертную казнь

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также