На «Минскую» состав отправился
В московском метро долгожданное пополнение. 16 марта первые пассажиры отправились в путь с платформы, названной в честь белорусской столицы
Помимо «Минской» открылись еще «Раменки» и «Ломоносовский проспект».
Новый отрезок Калининско-Солнцевской линии связал с центром города жилые районы, где о метро в пешей доступности даже и не мечтали. Вместо бесконечных пересадок с одного вида транспорта на другой сел на поезд и через пятнадцать минут уже на Красной площади.
На символическом стартовом поезде вместе с метростроителями по новой ветке проехал мэр Москвы Сергей Собянин.
- Запускаем новую ветку протяженностью десять километров. Улучшилось транспортное обеспечение сотен тысяч москвичей, - заявил Собянин. - Эти объекты уникальны и будут служить сотни лет. Стройку не останавливаем. Метро пойдет дальше, и еще пятнадцать километров пути присоединятся к этой ветке.
БЕЗ ВЫХОДНЫХ И ПРАЗДНИКОВ
Строительство «Минской» продолжалось три года. Первый ковш земли под котлован экскаватор вынул в феврале 2014-го. Работали больше пятисот человек. Без выходных и праздников. Все это время шумным хозяйством командовал начальник участка «Трансинжстрой» Виктор Кусков.
- «Минская» для меня уже третья станция. Но самая сложная, - рассказал он корреспонденту «СВ». - Работы пришлось вести в крайне стесненных условиях. Движение по Минской улице не перекрывали. Рядом природоохранная зона - не было возможности поставить краны. Многие материалы в буквальном смысле таскали под землю на своем горбу. Машины не могли подъехать - пришлось проложить специальный трехсотметровый бетонопровод, чтобы гнать по нему раствор.
Больше всего хлопот доставил грунт, насыщенный влагой.
- Экскаватор ковшом зачерпнет, и тут же в этом месте образуется целое озеро. Откачивали насосами: запускали специальную пену под давлением, чтобы она удерживала влагу. Трудно было, но справились, - говорит Кусков.
- Правда, что у «Минской» есть невидимый второй этаж?
- Есть. Но он необычный. Как правило, основное оборудование ставят на поверхности поблизости со станцией. Здесь такой возможности не было. Главные агрегаты смонтировали сверху, как бы вторым этажом.
- Когда спускают на воду корабль, разбивают о его борт бутылку шампанского. У строителей метро есть похожая традиция?
- Для нас это событие значит не меньше, чем спуск на воду нового судна. Но вот бить бутылки... Мы их лучше аккуратно откроем. И отметим сдачу объекта, только подземного.
ДВЕРИ ЗАКРЫВАЮТСЯ
Как «Волгоградская» стала «Московской»
Анна Курак
Станцию, которой дали имя главного города России, открыли в Минске в 1984 году.
Поначалу хотели назвать «Волгоградской». Однако у минских властей появилась идея переименовать часть главного проспекта города (тогда он был Ленинским, сейчас - Независимости) в Московский. От несостоявшейся задумки осталось только название.
Оформлена с размахом, чтобы подчеркнуть масштаб и величие столицы огромной страны. Москву издавна именуют белокаменной и златоглавой. Поэтому художники Валерий Довгало и Владимир Стельмашонок использовали три символических цвета: белый, золотой и темно-красный, как Кремлевская стена.
Полы покрыты плитами из темно-красного гранита. Стены облицованы белым мрамором, на них нанесены силуэты главных достопримечательностей Первопрестольной - Кремль, собор Василия Блаженного, Большой театр, МГУ, Исторический музей. Часы на торцевой стене - мини-копия курантов Спасской башни.
С названием станции порой возникают курьезы. Дело в том, что в Минске есть и улица Московская, расположенная в противоположном конце города. До сих пор многие гости белорусской столицы, не разобравшись, уезжают совсем не в ту сторону. Веселый факт давно стал городским анекдотом.
ГЛАС НАРОДА
Людмила Добрынина, заместитель председателя Комиссии Парламентского Собрания по бюджету и финансам:
- То, что новая станция метро в Москве получила имя в честь столицы Беларуси, еще раз доказывает исключительно дружеские отношения между нашими народами. Это название из десятков других выбрали сами москвичи, проголосовав за добрососедские отношения. В мае в Москве пройдет заседание комиссии Парламентского собрания по бюджету и финансам. Обязательно прокачусь в метро до «Минской».
Дарья, студентка БГУ, 18 лет:
- То, что новую станцию метро в Москве назвали в честь нашего города, еще раз доказывает исключительно дружеские отношения между белорусским и русскими народами.
Людмила, продавец, 52 года:
- В Москве ведь есть и станция метро «Белорусская». Выходит, что «Минская» - вторая, связанная с нашей страной. Это очень здорово!
Справка «СВ»
«Минская» относится к категории станций глубокого залегания. Максимальная глубина - 29 метров. Длина пассажирской платформы - 162 метра. Для отделки использовался гранит, глазурованные металлокерамические детали, панели из сверхпрочного стекла, нержавеющая сталь и алюминий. Для маломобильных людей и родителей с колясками есть отдельные входы с лифтами на платформу.
АРТИТЕКТУРА
И умная, и красивая
В оформлении одной из самых стильных «остановок» столичной подземки впервые использовали стереоэффект.
Проект разработали в творческой мастерской «Метрогипротранс», возглавляемой Леонидом Борзенковым.
- Самым первым пассажиром, оказавшимся на станции, стал двенадцатилетний мальчик. Надо было видеть его реакцию. Спустился по лестнице на платформу и буквально замер в изумлении, воскликнув: «Ух, ты!». Для меня слова мальчишки - лучшая похвала.
- Вы довольны своей работой?
- Весь коллектив счастлив. Получилась именно такой, как мы ее представляли, когда сочиняли в чертежах. Честно скажу, в день открытия впервые увидел ее без всяких загородок и строительных лесов: все сверкает, поезда зашумели... Ощущение какого-то волшебства.
- Сейчас бы что-нибудь изменили в проекте?
- «Минская» не тот случай. Все легло практически идеально. В оформлении - главенствует тема Великой Отечественной войны. Сам Минск - город-герой. Все это - в едином ключе нашей совместной истории. Красный цвет - очень активный, давали его дозированно.
Центром графической композиции стало изображение уникального берегового орудия из форта «Красная горка» в Кронштадте. Танки или самолеты - несколько банально. Пушка интереснее. Причем ее изображение не привинчено шурупами в одном месте, есть стереоэффект - перетекает в перспективе с одной колонны на другую. Такой прием в московском метро использован впервые.
- Стены с наклоном тоже для эффекта?
- Чтобы придать пространству динамичности. Прямоугольные стены и потолок - скучновато. Плюс ко всему такая конфигурация позволила решить кое-какие технологические задачи. Найти оптимальный компромисс между практичностью и красотой. На мой взгляд, «Минская» - одна из самых стильных станций столичной подземки.