САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Общество

Автор Дмитрий Козуров

Легендарный «Калашников» и танк нашей победы

«СВ» продолжает рассказывать о том, что было сделано в СССР и чем мы до сих пор гордимся

За первые пять лет полетов было потеряно 28 Су-7, поэтому конструкторы решили создать принципиально новую модель самолета. Фото: Владимир Первенцев/ РИА Новости

Су: машины рекордсменов


Впервые широкой публике Су-17 представили в 1967 году на авиапараде в Домодедове. Были там и наблюдатели НАТО, которые тут же оценили машину, назвав ее своей основной целью. Еще бы! Ведь это был первый советский самолет с крылом изменяемой геометрии. Прямо во время полета пилот мог менять угол наклона крыла, что делало самолет более эффективным в конкретных погодных и боевых условиях. И это не считая того, что новая машина могла теперь летать дальше, а для взлета и посадки ей нужен был меньший «разбег».

ИСТОРИЯ


За основу при создании новой модели взяли истребитель-бомбардировщик Су-7 - тоже детища ОКБ «Сухой». С 30-х годов бюро успело разработать несколько бомбардировщиков, штурмовиков и истребителей. Именно на «сушках» совершались знаменитые беспосадочные перелеты Москва - Северный полюс - Ванкувер и Москва - Северный полюс - Сан-Джастино. Последний оказался еще и абсолютным мировым рекордом дальности перелета по прямой - 10 148 километров.

Предшественник Су-17 оказался одним из самых аварийных самолетов в армии, причем к ЧП приводили именно недостатки конструкции. Изменениям подверглись передняя часть фюзеляжа, шасси, хвост, бортовая электроника, а то самое уникальное крыло пришлось разработать с ноля.

Боевое крещение машина получила во время арабо-израильского конфликта 1973 года - так называемой Войны Судного дня. Результат оказался на уровне. Если предшественник Су-17 практически не использовался как истребитель, то новая машина могла успешно вести воздушный бой с лучшими самолетами того времени. Эффективность подтвердили в военных конфликтах на Ближнем Востоке, а также в Афганистане, где он использовался на протяжение всей кампании.

Последняя модификация легендарного «семнадцатого» была снята с производства только в 1990 году. Всего успели сделать 2867 самолетов.

СЕЙЧАС


Советская разработка 60-х годов до сих пор стоит на вооружении в восьми странах мира, таких как Польша, Йемен и Узбекистан. Но прогресс не стоит на месте, и в российской армии «сушку» сменили более современные модели. Последней частью Вооруженных сил РФ, где использовали эту машину, была база Черноморского флота в Крыму - там на «семнадцатых» летали до 1998 года.

Сегодня основной машиной ВВС страны считается Су-27, выпуск которого начался в середине 80-х. Впрочем, корпорация «Сухой» разработала новую модель Су-35, которая придет на смену.

Легендарный «Калашников» и танк нашей победы
Именно на Су-27 выступает знаменитая пилотажная группа «Русские витязи». Фото: Владимир Смирнов/ ТАСС


Автомат АК-47: в честь него называют детей


В Советском Союзе обращаться с автоматом Калашникова умел любой школьник. Учили этому на уроках начальной военной подготовки. Чтобы получить пятерку, разобрать оружие нужно было за 18 секунд, а собрать - за 30. Немногим дольше, чем требуется от военных.

«Калаш» - без преувеличений самое известное оружие на свете. И точно самое массовое. По оценкам экспертов, сейчас в мире их около ста миллионов. Это уже больше, чем просто оружие. Автомат украшает государственные гербы Зимбабве и Мозамбика, его изображают на афганских коврах, его именем называют детей в африканских странах.

ИСТОРИЯ


А ведь разработку знаменитого оружейника чуть было не завернули. Новый автомат создавали под патроны массового производства, к участию в конкурсе пригласили инженеров со всего Союза. После испытаний вариант Михаила Калашникова забраковали. Но конструктор сумел оспорить это решение и за несколько месяцев разработал практически новый акаэм.

Впрочем, даже тогда армейское начальство кривилось: оружие хоть и отличалось высокой степенью надежности, но имело сравнительно небольшую кучность стрельбы. В итоге этот недостаток решили исправить позже и автомат получил «зеленый свет» на серийное производство.

Легендарный «Калашников» и танк нашей победы
В 1946 году старший сержант Михаил Калашников еще работал над проектом своего автомата - готов он будет через год. Фото: архив РИА Новости

АК-47 остался самым тяжелым в линейке Калашниковых - 4,3 килограмма, и это без патронов. Шестьсот выстрелов в минуту уходило на прицельную дальность в восемьсот метров. Со временем само оружие становилось легче, пули летели дальше, да и точность удалось выправить.

Михаил Калашников закончил всего семь классов. Зато во время службы в Красной Армии успел отметиться несколькими изобретениями: инерционный счетчик выстрелов из танковой пушки, приспособление к пистолету ТТ повышающее его эффективность, счетчик моторесурса танка. Последний прибор хотели выпускать серийно, но помешала Великая Отечественная. За создание АК-47 конструктор в 1947-м получил Сталинскую премию первой степени, денежный эквивалент которой составлял 150 тысяч рублей. Тогда на эту сумму можно было купить десять «Побед».

Оружейник гордился своим творением, но однажды признался:

- Я бы предпочел изобрести что-нибудь, что бы помогло людям и облегчило бы жизнь фермерам. Например, газонокосилку...

СЕЙЧАС


В середине 90-х разработали так называемую «сотую» серию, которую сейчас выпускают в Ижевске. На базе легендарного автомата производится и продукция для «гражданки», например, линейка охотничьих винтовок «Сайга».

Во времена СССР права на производство оружия передали нескольким странам Варшавского договора. Сейчас, по данным «Рособоронэкспорта», все сроки истекли. Но останавливать станки за рубежом не собираются. Популярность и простота конструкторских решений сыграли против производителя концерна «Ижмаш» - во многих странах его производят кустарно. Копии активно штампуют в странах Африки и Средней Азии. Кое-где автомат стоит дешевле курицы!

Легендарный «Калашников» и танк нашей победы
В наши дни военные используют «калаш» сотой серии. В надежности они не уступают легендарной модели. Фото: Михаил Мокрушин/ РИА Новости

- «Калашников» стоит на вооружении у армий сотен стран мира. Но все-таки он морально устарел. За прошедшие годы по сравнению с западными моделями значительно утратил свои преимущества. Производителям надо думать над тем, чтобы предлагать новые модели автоматического стрелкового оружия, которые будут отвечать требованиям современного общевойскового боя, - считает директор Центра анализа мировой торговли оружием Игорь Коротченко.

На предприятии и сами понимают, что нужно идти в ногу со временем, и ведут разработку нового поколения АК - двухсотую серию.


Танк Т-34: боевая легенда

8 сентября 1946 года выпущенный на Уральском танковом заводе №138 танк торжественно поставили у проходной завода. Сорок лет он стоял как памятник самому себе. Когда его решили переставить на новое место, просто залили горючее в бак и он поехал! Настоящая боевая легенда.

ИСТОРИЯ

 
Создавался танк в тяжелой обстановке, которая царила в предвоенные годы в харьковском КБ-190. Недоработки в конструкции предыдущего детища бюро БТ-7 привели к аресту за «вредительство» его начальника Афанасия Фирсова. На его место назначили Михаила Кошкина, которому было суждено прославиться.

Но поначалу далеко не все шло гладко: первый проект КБ признали неудовлетворительным, и Кошкина отстранили от работы. Поговаривали, что его арест - дело времени, но помог новый начальник бюро. Видя, что случилось с предшественниками, он на два месяца затянул сдачу документов, без конца перепроверяя расчеты. Терпение руководства оборонки лопнуло, и Кошкина вернули к проекту.

Легендарный «Калашников» и танк нашей победы
В фильме «Направление главного удара» показали как танковый корпус под командованием полковника Панова (его сыграл Николай Рыбников) преодолел болота по выстеленным гатям и окружил противника. Фото: репродукция архива ТАСС

На смотр в Москву опытные образцы отправились из Харькова своим ходом - ни много ни мало 750 километров. Кошкину приказали поехать с ними. Т-34 выдержал все испытания, Сталин лично поблагодарил конструкторов. Но Кошкин своему детищу радовался недолго - на обратном пути подхватил сильнейшую пневмонию, от которой вскоре скончался.

Говорили, что, узнав о первых подвигах Т-34 на фронтах, Гитлер объявил Кошкина своим личным врагом. Похоронен конструктор под Харьковом. Но могила не сохранилась - якобы фашисты разбомбили кладбище по личному указанию фюрера.

Уникальным Т-34 стал благодаря двигателю. Средний танк с дизельным В-2 силой пятьсот лошадиных сил, обшитый противоснарядной броней, не уступал в маневренности и скорости более легким машинам.

- Шустрые советские Т-34 «охотились стаями», как волки. Не оставляя шансов неповоротливым немецким «Тиграм». Американские и британские танки были не столь успешны в противостоянии немецкой технике, - считает военный историк Норман Дейвис.

Еще один секрет легендарной машины - броня. Она не была рекордно толстой, зато располагалась не строго вертикально, а под углом. Таким образом снаряды попадали в танк по касательной и не могли пробить обшивку.

СЕЙЧАС


Сама машина устарела еще во время войны с появлением у противника более мощных пушек. Тем не менее его модификации и по сей день стоят на вооружении некоторых стран. Например, Вьетнама, Гвинеи и Мали.

В наших странах его чаще можно увидеть в военных музеях. Легендарные машины всегда - одни из главных участников парадов на Красной площади в Москве и ко Дню независимости в Минске.

Легендарный «Калашников» и танк нашей победы
Без легендарного танка не обходится парад Победы ни в одном городе страны. Фото: Дмитрий Ахмадуллин/ kpmedia.ru

На вооружении Российской армии стоят танки Т-90. За десятилетия требования к военной технике настолько выросли, что у машин осталось очень мало общего. Так «наследник» с мощностью двигателя в тысячу «лошадок» попадает в цель на расстоянии пять километров.


МиГ: сюрприз для американцев

Об истории самолетов МиГ лучше всего говорят цифры. Проектировано 450 машин в различных модификациях, 170 из них воплощены в жизнь. В СССР и России собрали 45 тысяч МиГов, за границей еще 14 тысяч. Всего самолеты Микояна и Гуревича стояли на вооружении в сорока странах мира. Самой популярной моделью, как показало время, стал реактивный боевой самолет МиГ-15 - самый массовый в своем классе.

ИСТОРИЯ


Построить эффективный реактивный самолет с советскими аналогами было невозможно. Не годились и трофейные немецкие разработки. Тогда советское руководство решило закупить в Англии двигатели «Роллс-Ройс». Тогда и дали «зеленый свет» на создание МиГ-15.

Машину приняли на вооружение в 1949 году. Помимо боевых характеристик, конструкторы позаботились о безопасности пилота и сохранности машины. Смонтировали катапультное кресло, и впервые в истории советского авиастроения добавили средства для тушения пожара и систему оповещения о возгорании.

Освоение производства шло медленно, ведь раньше заводы выпускали только винтовые самолеты. Когда наладили процесс, спешно передали технологии союзникам. Уже в 1952 году МиГ-15 под названием Lim начали собирать в Польше, а год спустя в Чехословакии.

Легендарный «Калашников» и танк нашей победы
Свой МиГ-15 был установлен в «Артеке». На нем не летали, детям из кружка космонавтов рассказывали о советской авиации. Фото: Альберт Пушкарев/ ТАСС

В боях новый самолет впервые использовали в 1950 году, когда несколько «пятнадцатых» отправили в Китай защищать Шанхай от налетов гоминьдановской авиации. В Советском Союзе истребители рассредоточили по границам страны, где поднимали по тревоге.

Настоящим «звездным часом» для самолетов стала война в Корее. Тогда в воздухе господствовали американские F-80, без проблем уничтожая авиацию Севера. Когда в войну вступили китайские войска, Советский Союз отправил для их прикрытия МиГ-15. Это было первое воздушное сражение реактивных самолетов, и оно осталось за нами. По всем параметрам наша машина превосходила заокеанский аналог. Американское командование всю войну пыталось захватить целый истребитель, чтобы украсть технологии. Даже объявило награду в сто тысяч долларов тому, кто поможет в этом деле. Только ничего у них не вышло.

СЕЙЧАС


Когда-то МиГ-15 стоял на вооружении у трех десятков стран. Сейчас не используют уже нигде, последнюю машину отправили в утиль в 2006 году в армии Албании.

Легендарный «Калашников» и танк нашей победы
Многофункциональный фронтовой истребитель МиГ-35 проходит последние испытания. Фото: Анна Исакова/ ТАСС

Как это почти всегда бывает с оружием, на смену легендарным «пятнадцатым» пришли более совершенные и современные модели. Пока самой массовой современной моделью МиГа остается МиГ-29, который приняли в эксплуатацию в 1987 году.

Новейшая разработка - МиГ-35. До 2020 года в ВВС РФ должно появиться тридцать таких истребителей.

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Следователи установили связь между террористами из «Крокуса» и Украины
  2. В Беларуси сократят количество базовых 10 классов
  3. Овечкин поддержал восьмилетнего мальчика Илью, попавшего под машину террористов
  4. Тысячу бюджетных мест выделят вузы Беларуси для россиян, сдавших ЕГЭ
  5. Военные РФ уничтожили бойцов ВСУ ударом по Харькову
  6. Хинштейн анонсировал поправки в законах после теракта в «Крокусе»
  7. В Беларуси задержан мужчина, собиравшийся воевать на стороне Украины
  8. NYT: США могли передать России не все данные о готовящимся теракте
  9. Беларусь надеется на объективность ЮНЕСКО при оценке польского забора в Беловежской пуще
  10. Канадский клуб НХЛ «Калгари Флэймз» опубликовал карту России с Крымом
  11. Фигурант дела о теракте в «Крокусе» обжаловал свой арест
  12. Россия планирует закупить в Беларуси авиакомплектующих на 1 млрд рублей
  13. Александр Лукашенко: Санкции санкциями. Вроде, мы справляемся, все ничего
  14. Путин провел телефонный разговор с президентом ЮАР
  15. Кузнецова: Киевский режим активно вербует несовершеннолетних и рассылает сообщения с угрозами

Политика

Мораторий на смертную казнь для террористов можно законно обойти

Нужно только обратиться к друзьям-белорусам

МНЕНИЯ

А Президент-то – ненастоящий!

Валерий Чумаков

Отказ от Президентских выборов в Незалежней может отразиться политическим кризисом и даже госпереворотом.

Факты – упрямая вещь

Татьяна Вахромеева

Первые данные расследования теракта в «Крокусе» - украинский след уже нашел подтверждение.

Пора отправить в утиль прокисшие обязательства

Олег Зинченко

В Госдуме началось обсуждение отмены моратория на смертную казнь

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также