САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Рекорды войны

В Великую Отечественную войну ратные умельцы экстра-класса сражались по обе стороны фронта в разных родах войск

Их называли асами. Один из них – Дмитрий Лавриненко, командир танка Т-34. Летом и осенью 1941 года его имя гремело по всему фронту от Черного до Баренцева моря. «Равняйтесь на Лавриненко!» «Бить врага, как танкист-гвардеец!» – кричали газетные передовицы. Он участвовал в 28 ожесточенных схватках с противником и всегда выходил победителем. Результат – 52 уничтоженных танка. Причем львиную долю из них он сжег и подбил в тяжелейших оборонительных боях под Москвой осенью 1941 года. 

1-я гвардейская танковая бригада, в которой воевал Лавриненко, дралась с врагом бок о бок с дивизией Панфилова. Горькие уроки летних боев, когда атаки в лоб оборачивались гигантскими потерями в технике, многому научили советских танкистов. И теперь они применяли в бою более хитрую тактику – били противника из засады. Лавриненко был настоящим виртуозом засад. Пример – бой у деревни Лысцово в середине ноября 1941-го. Свой танк Лавриненко поставил в чистом поле. Среди снегов выкрашенная белилами машина была практически незаметной. Вскоре на дороге, идущей вдоль поля, показалась немецкая бронеколонна. Лавриненко ударил по бортам сначала головных машин, затем – по замыкающим и, не давая противнику опомниться, дал несколько прицельных залпов по центру колонны. Итог – шесть сожженных машин. 

Пока немцы приходили в себя, «тридцатьчетверка» развернулась и, поддав газку, растворилась в снегах. Три дня спустя экипаж Лавриненко отличился в бою у поселка Гусенево. Семью снарядами сжег семь вражеских танков, увеличив свой боевой счет до 50 уничтоженных машин врага. В немецких панцерваффе также были свои асы. Самый результативный – Курт Книспель (168 подбитых машин). А самый знаменитый – Михаэль Витман (138). На фоне трехзначной статистики немцев боевой результат Лавриненко видится не слишком убедительным. Однако не спешите с выводами. И Книспель, и Витман успели провоевать по несколько лет каждый. Тогда как Лавриненко – всего лишь пять месяцев. Последний, 52-й танк он уничтожил 18 декабря 1941 года. 

А на следующий день погиб. Погиб случайно, нелогично – сколок шальной мины пробил ему сердце, когда он стоял возле своего танка. И можно только предполагать, каким мог бы оказаться итоговый счет советского аса, доживи он до победного мая 1945-го. В истребительной авиации картина в чем-то аналогичная. Персональные боевые счета лучших советских летчиков недотягивают даже до сотни сбитых самолетов. У Ивана Кожедуба – 62, Александра Покрышкина – 59, Николая Гулаева – 57. У немцев же тройка призеров выглядит так: Эрих Хартман – 352, Герхард Баркхорн – 301, Гюнтер Рааль – 275. Но и в небесной бухгалтерии есть свои нюансы. 

Неслучайно многие историки авиации настойчиво, с цифрами в руках доказывают, что пропахшую нафталином статистику советских асов давно пора скорректировать в сторону увеличения. В частности, личный счет Александра Покрышкина должен быть увеличен как минимум вдвое – до 116 сбитых машин. Дело в том, что Покрышкин, человек широкой русской души, попросту дарил свои сбитые самолеты друзьям-однополчанам. И так же, как Покрышкин, поступали на фронте другие известные летчики. Например, Борис Сафонов, истребитель-североморец, первый дважды Герой, погиб 30 мая 1942 года, защищая союзный конвой. 

К моменту гибели на личном боевом счете Сафонова значились 22 сбитых немца, хотя на самом деле его счет гораздо больше. Но у Сафонова было железное правило – больше одного сбитого за бой себе не записывать. А он, случалось, сбивал и по два, и по три самолета за одну воздушную схватку. А «излишки» отдавал своему ведомому и другим летчикам эскадрильи. К тому же в советских ВВС во время войны действовал поистине драконовский порядок фиксации личных побед. Пленки фотопулеметов, в отличие от Люфтваффе, никогда не считались достаточным доказательством. Как и показания других участников воздушного боя. Требовались письменные подтверждения наземных войск с обязательным указанием места падения сбитого самолета. 

А в первой половине войны от летчиков требовали даже заводскую бирку с мотора сбитой немецкой машины. В результате из-за столь строгой системы подсчета советские асы лишились многих и многих действительно одержанных ими воздушных побед. В Люфтваффе было проще. Меньше бюрократии. На веру принималось все – и пленки фотопулеметов, и показания коллег-истребителей. Для фашистов война с СССР, помимо прочего, была войной идеологической, круто замешанной на расовом презрении к «недочеловекам». Отсюда – и чудеса бухгалтерии. Многие немецкие летчики, которые в боях на Западе не имели ни одной победы, оказавшись на Востоке, начинали сбивать самолеты целыми пачками. В фантастические цифры воздушных успехов пилотов поначалу отказывались верить в Берлине. И только после личного вмешательства Геринга все пошло как по маслу. 

Счета его «соколов» стали прирастать в геометрической прогрессии. Что удивительно: чем хуже шли дела на Востоке, тем все более пухлой становилась бухгалтерия асов Люфтваффе. Что касается лучшего аса Люфтваффе Эриха Хартмана, то вторая половина из якобы сбитых им 352 машин подтверждается лишь таким весьма спорным источником, как письма Эриха к жене. Летная книжка пилота и штабные документы истребительной эскадры, в которой он воевал, утрачены безвозвратно в 1945 году. Вдобавок за время войны сам Хартман был сбит более десяти раз. И это – лучший пилот Третьего рейха! В конце концов воздушные успехи, реальные и мнимые, вышли Хартману боком. Вскоре после победы «Белокурый рыцарь рейха», как величали его трубадуры из ведомства Геббельса, скинул свой небесно-голубой китель офицера Люфтваффе и в телогрейке отправился по этапу в один из сибирских лагерей пилить лес. Советский суд не поскупился и впаял любимцу фюрера, награжденному всеми высшими наградами рейха, полновесный «червонец» по статье «Порча социалистического имущества». По заслугам, как говорится, и честь.

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Александр Лукашенко об участии в выборах президента: Я пойду, если люди решат, что должен идти
  2. Украинцы устроили митинг у паспортного сервиса в Варшаве из-за невыдачи документов
  3. Беглов рассказал о расположении терминала ВСМ в Петербурге
  4. Россия и Украина впервые провели очные переговоры по передаче детей
  5. Россиянам напомнили о льготах при поступлении в вузы в 2024 году
  6. Кабмин поддержал поправки к УК РФ о наказании за диверсионные преступления
  7. Лукашенко выдвинули кандидатом на пост председателя ВНС
  8. Путин удивился малому количеству обработанных заявок на выплату пострадавшим от паводков
  9. Лукашенко: У нашей Родины кроме нас никого нет
  10. Лукашенко: Мы сделали все, чтобы вырос авторитет защитника Отечества
  11. Лукашенко про полет белоруски в космос: это успех интеллектуально развитой нации
  12. Лукашенко отметил успехи в промышленности
  13. Лукашенко: Белорусы все больше могут себе позволить
  14. Лукашенко о доходах населения: на счетах белорусов хранится почти Br30 млрд., или по $1 тысяче на каждого
  15. Лукашенко высоко оценил доступность медуслуг для населения в стране

Парламентское Собрание

Джабаров напомнил Шольцу об истории Германии после слов о Канте

Ранее канцлер Германии возмутился, что Путин часто цитирует немецкого философа

Политика

В Беларуси начало работу Всебелорусское Народное Собрание

Первым выступил Александр Лукашенко

МНЕНИЯ

У собачки боли, у кошечки боли, а у наших детей – не надо

Татьяна Вахромеева

В столичном парке замечены школьники с ушками и хвостами, завывающие и прыгающие на четырех лапах.

«Чуть не лопнули барабанные перепонки»

Юлия Новицкая

Я как-то уже рассказывала о том, что на полет экипажа Василия Циблиева и Александра Лазуткина выпало рекордное количество нештатных ситуаций

Поза на пьедестале имеет значение

Геннадий Давыдько

Цена участия в Олимпиаде слишком высока

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также